криминальная мелодрама Продолжительность: 109 Россия 2003 Режиссер: Александр Хван Продюсер: Сергей Члиянц Сценарий: Юрий Коротков В ролях: Игорь Петренко, Ольга Филиппова, Ярослав Бортко,
Рамиль Сабитов, Александр Штейн, Алексей Горбунов и др.
Музыка: Геннадий Гладков и "Ночные снайперы" Оператор: Игорь
Кожевников
19.08.2003
Детдомовский мальчишка, отслуживший срочную и подавшийся в менты,
он пришел служить в женскую тюрьму, где преступившие закон вкалывают на
производстве зам-мечательных сигарет без фильтра "Прима" и где она, в
прошлом тоже обитательница детдома, а теперь лихая воровка, сразу же
положила на него глаз: молодой дурачок, втюрится в нее и поможет ей
бежать.
Помог, потом, приревновав, убил лоха, которого она привела в свою
спальню, чтобы обчистить, потом еще убил, вошел в дело - уж не
воровское, а грабительское, стал вместе с нею и двумя ее подельниками
терроризировать богатеньких туристов, наезжающих в бархатный сезон на
черноморское побережье, а заодно и местную милицию, потом опять убил -
вытащенного ею с зоны бывшего мужа - матерого бандита, потом... еще раз
убил - ее.
Всю эту историю он рассказал тюремному врачу и нам, ожидая суда и
приговора как минимум на 20 лет. Жизнь - псу под хвост, как двести лет
назад у испанского солдата Хосе, как триста лет назад у благородного и
слабовольного кавалера де Грие, а может быть, как еще сравнительно
недавно у Бонни и других "прирожденных убийц".
Ну, не совсем прирожденных, да и "Бонни и Клайд" Артура Пенна
обыгрываются в новом фильме Александра Хвана лишь вскользь, речь все же
идет, по-видимому, о нечастой, но и неумирающей в человеческом обществе
аномалии, которая называется по имени австрийского писателя начала ХХ в.
мазохизмом, но впервые и наиболее ярко описана не им, а, по всей
видимости, французским романистом XVIII столетия Антуаном Прево, в
повести "Манон Леско".
Ее главный герой, молодой аристократ, настолько подпал под чары
дерзкой воровки и куртизанки, что смыслом и целью его жизни стало,
пожалуй, даже и не желание обладать возлюбленной, а вот именно
испытывать мучения, вызываемые ее изменами, пренебрежением, равнодушием
к любовнику.
В новелле французского же классика уже XIX века Проспера Мериме
"Кармен" ситуация де Грие и Манон Леско в какой-то мере повторяется,
однако действие ее происходит в иной, не столь изнеженной социальной
среде, героиня воплощает уже не столько капризы и врожденную порочность,
сколько стремление к свободе от любых уз, прежде всего буржуазного
домостроя (Кармен, если вдуматься, - совершенный во всех его плюсах и
минусах образец эмансипации, к тому же выписанный в полном соответствии
с идеалами романтизма), а герой, подспудно, может, и имеющий некоторую
наклонность к мазохизму де-гриевского образца, в конце-концов проявляет
некоторую силу воли.
Итак, свободная и/или неверная Кармен должна быть убита любовником,
потому что она - символ свободы в несвободном обществе. Манон должна
остаться жива, потому что в противном случае, во-первых, бессмертному
сыску будет нечем заняться, во-вторых, и без того унылое существование
столь же бессмертного мазохизма окажется вовсе уж бессмысленным.
При чем здесь Бонни и Клайд и другие "прирожденные"? Они - при
социальной системе, они - олицетворение мира, в котором мы сейчас живем.
Все это, а равно и отсылки к другим близким по теме литературным и
кинематографическим текстам в картине Хвана наличествует. Как
наличествует в нем и модное стремление к коллажу, и полижанровость
(триллер, боевик, драма, мелодрама). Отсутствует же в нем искусство, то
есть та психологическая обоснованность, которую зрителю свойственно
считать правдой жизни и которая в кинематографе порождается не столько
оператором-композитором-монтажером, не столько даже драматургией фильма,
сколько обаянием актеров (и соответственно их выбором и выучкой,
осуществляемой в каждом конкретном случае режиссером картины).
Александр Хван - режиссер опытный и известный (другое дело, что мне
его фильмы не близки). И ясно, что любое новое произведение опытного,
пусть и неблизкого тебе, мастера вызывает определенный интерес. И каждый
раз, даже не веря, на что-то надеешься, надеешься даже тогда, когда по
ходу картины уже понимаешь: ничего не будет (тем более в случае
"Кармен", когда сюжет известен). Надеешься - а вдруг разыграются.
Не разыграются, просто не смогут. И не будут, потому что перед ними
такая задача не ставится, потому что в художественном пространстве А.
Хвана романтизму места нет. А какая Кармен без романтики?
И если Игорь Петренко, изображающий из себя Чикатило поневоле
пополам с Гумбертом Гумбертом, еще худо-бедно пытается смотреть на
тюремного собеседника несчастными глазами кавалера де Грие (или, может,
мне это только показалось - от собственного желания увидеть хоть
какое-нибудь психологическое, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ оправдание всему тому, что
уже самим названием картины декларируется как СТРАСТЬ), то уж Ольга
Филиппова - форменная Настасья Филипповна в исполнении Л. Вележевой. ЗА
ЧТО эту убогую, страшненькую стервочку можно полюбить, ЧТО ИМЕННО в ее
облике может зажечь СТРАСТЬ - ведомо только режиссеру. Или продюсерам.
Скажете - именно так в жизни и бывает. Нет. Влюбиться можно или в
плюс или в минус, в прекрасное или порочное, в доброе или злое. В
НИКАКОЕ влюбиться нельзя. Даже лермонтовская - эпизодическая -
контрабандистка из Тамани (к этой повести, или, точнее, к ее экранизации
мне в "Кармен" тоже почудилась отсылка) способна вызвать интерес, хотя
бы своей загадочностью. Героиня же, или антигероиня, или - лучше сказать
- персонаж О. Филипповой плосок и одномерен.
Посему - "не верю", хоть и ни на секунду не пытаюсь сравнить себя
со Станиславским. Не верю, что это - Кармен, пусть и сегодняшняя, не
верю, что ЭТУ Кармен полюбил этот солдат, не верю, что такую Кармен
вообще можно полюбить, не верю Хвану, Филипповой и Петренко. Не верю,
что мы так убоги, хоть и, правда, живем убого, но пуще - не живем убого,
а ввели зачем-то в моду изображать себя убогими. Не верю и в верховные
(сионистские, антисемитские, коммунистические, новорусские,
американские, марсианские) заговоры с целью выхолостить "младое племя".
Не верю не столько в то, что всего этого нет - может, в какой-то мере и
есть - сколько не верю в то, что (как бы ни старались всяческие хваны и
хваты) у них получится.