Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ЛИГА ВЫДАЮЩИХСЯ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ

боевик/фэнтези
Продолжительность: 107
США 2003
Режиссер: Стивен Норрингтон
Продюсер: Джон Мёрфи и др
Сценарий: Джеймс Робинсон
В ролях: Шон Коннери, Тони Каррен, Джейсон Флеминг, Том Гудман-Хилл, Дэвид Хеммингс, Ричард Роксберг, Пета Уилсон, Стюарт Таунсенд, Шэйп Уэст и др.
Музыка: Тревор Джонс
Оператор: Н. Лаустсон


27.08.2003

Лет тридцать пять тому назад, в детстве моем, была на радио такая передача - "Клуб знаменитых капитанов". В ней всё новые и новые приключения переживали самые знаменитые, самые любимые герои подростковой литературы, как бы сошедшие со страниц книг Стивенсона, Жюля Верна и других обожаемых мальчишками моего поколения писателей. Сейчас уже не вспомнить, конечно, какими именно были их новые приключения, но передача жила долго и имела успех у слушателей.

Нечто подобное являет собой и новый голливудский блокбастер "Лига выдающихся джентльменов". Я далек от мысли о том, что режиссер, сценарист или продюсеры использовали старую идею всесоюзного радио, но ведь чем черт не шутит. Хоть - и это скорее - всесоюзное радио в свое время само использовало для "знаменитых капитанов" чужую - западную - идею.

Итак, фильм Стивена Норрингтона рассказывает о том, как накануне ХХ века, в преддверии первой великой войны некий (не будем называть имени, чтобы не раскрывать сюжетных секретов), очень известный всему читающему приключенческую литературу люду злодей, преследуя свои злодейские цели, но выступая, разумеется, под чужой благопристойной маской, собирает команду для спасения мира. В команду входят знаменитые литературные маргиналы, как правило не уживавшиеся с викторианским обществом. Среди них бескомпромиссный герой трапперско-приключенческого цикла романов и повестей Г.Р. Хаггарда Аллан Квотермен, повзрослевший и теперь - экой прелестный бред! - подвизающийся в ЦРУ Том Сойер Марка Твена, капитан Немо Жюля Верна, продолжающий отращивать бороду и бороздить океаны на своем "Наутилусе", а также человек-невидимка Герберта Уэллса, доктор Джекил (он же мистер Хайд) Р.Л. Стивенсона, Дориан Грей Оскара Уайльда и (без женщин жить нельзя на свете), да, вампирша Мина Харкер, вдова Дракулы, - тоже "повзрослевший" до логической необходимости главный страдательный персонаж стокеровского ужастика, в художественной форме популяризировавшего идеи доктора Фрёйда.

Для полноты компании не хватает только Шерлока Холмса, однако фильмец-то голливудский, сработанный, кажется, по комиксам, а там, как известно, думать некогда - трясти надо, потому как - о, Иисусе! - сегодня добрую половину Венеции разнесли по камушкам, а завтра - жди меня и я вернусь - мировая ВОЙНА. Если, конечно, не подоспеет Джеймс Бонд. (Шерлок не появится, Ватсон тоже, но кое-кто - опять же не будем раскрывать секретов великого и ужасного сюжета - из этой компании в картине продефилирует, только потерпите, дорогой зритель, до середины "Лиги"...)

Поскольку Джеймса Бонда в картине нет, но есть дорогой мой человек Шон Коннери (в роли Квотермена), то и повесть, главным образом, о нем, о настоящем человеке, да еще о другом настоящем человеке (я не ерничаю, а имею в виду то, что они двое, да еще, как вы понимаете, главный злодей, в отличие от прочих персонажей ленты, - настоящие, то есть смертные люди) - Томе Сойере. Именно они, дед Аллан и Томка, и рискуют жизнью, охотясь за суперзлодеем, следовательно, именно они и есть - настоящие герои. Во всяком случае старик Квотермен, истинный джентльмен, великий стрелок, и - хоть уже господин в летах - драчун, каких мало. Но по делу драчун. А поскольку старик, то, конечно, один управиться со злодеем не в состоянии. А Холмса, опять же, нет. И приходится Квотермену отделывать под капитана щенка Сойера, учить его, ученого, стрелять не по-ковбойски с обеих рук кучно, а как принято в английском клобе - чтобы одним выстрелом двух носорогов наповал. (Замечу в скобках, в последние годы дорогой наш человек Шон Коннери все больше и больше смахивает на седобородого Хемингуэя с дико популярных у нас в 70-е фотопортретов, висевших на стенке чуть не в любом рабочем кабинете совслужащего, а тут, сдается мне, - в связи, вероятно, с контрастом, который он составляет в паре с исполняющим роль Тома Сойера молодцевато-безалаберным Шэйном Уэстом - и СПЕЦИАЛЬНО под него наигрывает: дескать, старина Хэм - есть пример настоящего мужчины для молодежи... Впрочем, может, это вполне личное мое ощущение, к делу отношения не имеющее.)

Ну так вот, помимо разнесения на составные кирпичики города-музея Венеции и приведения в почти полную боевую негодность другого музея, "Наутилуса", команда (без которой мне не жить) бравых джентльменов и кровососущей леди, гоняясь за мировым злодеем, наломала, как вы понимаете, еще немало дров. А попутно занималась выяснением, кто есть кто в их собственных рядах, то бишь кто д' Артаньян, а кто, извините, совсем даже наоборот... вот именно, Арамис. В том, что им окажется вовсе не кингконгообразный и троллеподобный выходец из джексоновской вариации на темы толкиновского "Властелина колец" бедный мистер Хайд, а хлыщеватый Дориан Грей нормальный зритель не сомневается с первых же кадров. И правильно делает, потому что из всех джентльменов лиги именно он представляет не пламенных революционеров-романтиков, а гнилых в сердцевине буржуазных модернистов.

Правильные, НАШИ люди сидят в Голливуде! Что еще тут скажешь?..

Ладно, пора заканчивать словонедержание. Кино, конечно, для детей, коими в Америке, видимо, являются взрослые, потому что словесный стеб и грязновато-крововатые игры возле секса бывших супругов (какова фантазия у наших людей в Голливуде!..) Дориана Грея и Мины Харкер, мягко говоря, несколько отличаются от постбрачных взаимоотношений Атоса и Миледи.

Кино, конечно, для детей еще и потому, что мир спасли, плохих и предателей уничтожили, сами не досчитавшись лишь одного хорошего, да плюс - какая мелочь! - города-музея Венеции. Впрочем, последнее, как говорил мой покойный дедушка, некоторое время проживавший в славном городе Фрунзе и нахватавшийся там - нет, чтоб чего-нибудь доброго - киргизских идиом, это благополучным скучающим американцам бира-бар - по фигу: потому как у них в Голливуде своих Казанов девать некуда: чем вам Круз не Сазерленд?..

Рецензия: Виктор Распопин