драма Продолжительность: 171 Дания - Швеция - Франция - Норвегия - Нидерланды -
Финляндия - Италия - Япония 2003 Режиссер: Ларс фон Триер Продюсер: Сценарий: Ларс фон Триер В ролях: Николь Кидман, Пол Беттани,
Филип Бейкер Холл, Стеллан Скарсгард, Харриет Андерсон, Лорен Бэколл,
Блэр Браун, Патришия Кларксон, Бен Газзара, Хлоя Севиньи, Джереми Дэвис,
Джеймс Каан, Удо Кир, Жан-Марк Барр и др.
Музыка: Антонио Вивальди Оператор: Энтони Дод Мэнтл
27.08.2003
О новой картине Ларса фон Триера, самого, наверное, крупного
скандалиста и пиарщика в новом европейском кино, но в отличие от многих
прочих скандалистов и пиарщиков, еще и по-настоящему талантливого
режиссера и кинодраматурга, написаны уже сотни статей, высказана вся
амплитуда мнений: от обожания до полного неприятия.
Широкий же зритель по большей части с фильмом еще не знаком,
поэтому очень коротко сообщу, в чем там дело.
Дело там в... Голливуде. В Голливуде, худо ли бедно, но
олицетворяющем североамериканскую культуру, не считаясь, согласна с тем
североамериканская культура или нет.
Сюжет триеровской театральной, или радио... теле... кино... (какое
определение больше понравится, то и подчеркните, все будет одинаково
верно) пьесы прост, типичен, даже тривиален и мог бы быть придуман хоть
Стивеном Кингом, хоть Марио Пьюзо, хоть каким угодно другим голливудским
драмоделом. Дело не в сюжете (30-е гг., дочь чикагского ганстера,
прямо-таки как юный Майкл Корлеоне не желает знать отца, а желает жить
по-другому, потому, видать, наговорив родителю чего-то крепкого, а то и
покруче - соленого, бежит от него куда глаза глядят: должны ж быть в
Америке нормальные люди; уходит от погони со стрельбой и попадает в
объятия задрипанного городка по прозванию что-то типа Псовск, где
мирные, славные, но недоверчивые люди сперва не принимают ее,
справедливо опасаясь как бы чего не вышло, а потом - нет в Америке
нормальных людей - принимают - в объятия, на поверку оказывающиеся
пострашнее ежовых рукавиц, от которых едва не отдавшую Богу душу
романтическую беглянку едва-едва успевает спасти вызванный честолюбивым
местным доброхотом бандит папаша со присными; после чего утратившая
розовые иллюзии - "...на <Новом> свете правды нет, но правды <,похоже,>
нет и выше" - о природе человека, вне зависимости от его пола, возраста
и социальной принадлежности, дочь, так сказать, д' Артаньяна разрешает
предку предать огню и мечу и сам Собакинск, и всех его псов до единого,
пощадив разве что одного-единственного живого - простого дворового
трезорку), дело, повторюсь, не в сюжете, а в драматургии.
Драматургия же превосходна: цепь событий развивается логично, по
мере продвижения раскаляясь и раскаляясь, характеры персонажей (ибо
героев - нет) обрисованы ярко, с точки зрения человеческой и социальной
психологии безупречно, каждый персонаж дан не статично, а в планомерном
развитии подлости и глупости, центральные персонажи, оба будучи хоть и
разными, но в основной сути страдательными подлецами, являют собой столь
совершенные образчики, что хоть в школе их изучай, как того же Тартюфа
или Фому Опискина. В школе этот текст, однако, изучать не будут, и не по
причине возрастной недостаточности долженствующих лицезреть человеческие
мерзости учеников, а по причине полного и решительного отсутствия в
тексте всеочищающего комического начала, хоть бы иронии, хоть бы даже и
трагииронии.
Нелицеприятная эта правда о люде и Голливуде (как олицетворении
североамериканской, "одноэтажной", по выражению Ильфа и Петрова,
культуры, а проще бы сказать - цивилизации) выражена, пусть и мастерски,
но слишком в лоб, чересчур логично, просто и неприхотливо, как и сам
Голливуд (если какой-нибудь хмырь в погонах забижает ихнего Неартюра
Рембо, то ентот Сталлоне перед титрами обязательно ухайдокает обидчика в
морду, в смак и всмятку).
Казалось бы, рассказано все правдиво, талантливо и доступно: зло
наказано, правда, наказано тем же злом, но зло наказывающее в образе
любимой звездочки Кидман и импозантного Дж. Каана, мускулом не дрогнув
изображающего из себя старика Корлеоне - разбойника по-своему
справедливого, иными словами - зло привычное, даже и любимое (всяк
пересматривал "Крестного отца" по нескольку раз, да и телевидение наше
уж не раз старалось и по-пиратски, и по-честному) - оно уж, ребята,
вроде как и не зло, а как бы это помягче выразиться - диалектическое
отрицание отрицания. Так что шибко ругаться вроде бы не о чем, господа
критики. По крайней мере в плане сценария.
В плане же картинки Триер, действительно, удивил. И не всех
приятно. Дело в том, что свою пьесу для радио... телеящика,
профессиональной сцены... даже и дощатой эстрады он и снял именно как
спектакль, ну пусть киноспектакль. Без декораций, пленэра, дорогих
костюмов - на дощатом полу здоровенного ангара, где мелом и мельком
набросал для близиру силуэты домов, амбаров, грядок и деревьев, заставив
актеров старательно пробираться меж нарисованной мебели или стучаться в
воздух, имея в виду воображаемую дверь.
Можно сказать: пощечина общественному вкусу, можно поискать скрытую
иронию, например, упрек какому-нибудь спилберговскому расточительству,
можно попытаться раскопать философский смысл, типа того, что, мол,
призрачно все в этом мире бушующем, а в виртуальном и того призрачнее (а
самая виртуальная из всех стран - США, и Голливуд, пророк ея), но
призрачно там или нет, а человек - все одно дрянь, зато самая что ни на
есть настоящая. Так сказать, мал и мерзок. Как все, как сам по себе, как
один за всех, как и все на одного. А кто со мной не согласен - смотрите
опять же голливудские мелодрамы.
От себя скажу: согласен с Триером, хоть сделать все это можно было
бы и покороче, и побогаче в смысле содержательной насыщенности. А форма?
Что форма, когда есть что сказать! Как, читатель, ты согласен со мной,
по крайней мере в том, что абсолютному большинству говорящих красиво как
раз сказать-то и нечего?
Причем у Триера есть не только ЧТО сказать, но и КОМУ все это
произносить. Он собрал чуть не весь актерский цвет европейского (и не
только) кино второй половины истекшего столетия (я, например, хоть и
пытаюсь следить за бергмановскими актерами, одну из талантливейших его
исполнительниц, Харриет Андерсон, не видел уж лет десять, пока Триер не
снял ее в "Догвилле"), дал этому всему цвету эпизодические роли, о
которых некоторые критики отчего-то пренебрежительно высказались:
статисты, мол, играют старательно, но тут же и забываются. Не
забываются, но и не врезаются в память. А и не должны врезаться, зачем,
что мы собственных своих пороков не знаем, что ли?
Ругают критики и Кидман. Опять же непонятно за что. Все что она
может сама, может как актриса, а не модель, Кидман демонстрирует в
каждом своем более-менее серьезном фильме. То же и так же делает она и в
"Догвилле": терпит. И заставляет терпеть нас самое себя. Все три часа.
Без особого зубовного скрежета. Ей же ей, это не мало! Попробуйте
вытерпеть три часа в драматической роли Анжелину Джоли, отобрав у ней
отбойный молоток, приспустив до нормы бюст и ни разу не дав раздеться,
хоть на протяжении картины ее минимум трижды изнасилуют...
Так что Кидман, можно сказать, даже хороша, а Скарсгаард и вообще
одно удовольствие. Этот парень не играет - живет, его персонажу противно
быть негодяем, и оттого он еще больше им становится, а весь кошмар в
том, что он - графоман, как весь Голливуд - культурно-общественный
институт зомби и для зомби как олицетворение североамериканской
цивилизации.
И последнее, в чем не согласен с критиками. Да, верно, Триер
превосходно владеет искусством рекламировать собственные сочинения. Иной
раз, как в предыдущей его работе ("Танцующая в темноте"), реклама
удается лучше, чем товар, но, во-первых, кто из нас без греха,
во-вторых, по большей части товар Триера таков, что никакая реклама его
не портит, а в-третьих, отчего-то все время в памяти всплывают известные
строчки: "Не продается вдохновенье, / Но можно рукопись продать". Тоже
ведь не милорд глупый из Голливуда писал, не так ли?
Засим ставлю не точку - многоточие, ибо чувствует мое сердце, что
вызовет это мое несколько сумбурное сочинение многие возражения, и в
Кобельград, как в Голливуд, придется возвращаться еще не раз.
Приписка. Если кто обиделся конкретно за Голливуд, претензии прошу
предъявлять не мне, а датскому режиссеру и драматургу Ларсу фон Триеру:
это он сочинил Собакевичск, я лишь констатировал.