Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




МЕСЬЕ N

историко-детективная драма
Продолжительность: 123
Франция - Великобритания 2003
Режиссер: Антуан де Кон
Продюсер: Мари Кастиль, Венсан Шаар, Пьер Кювель
Сценарий: Рене Манзор, Пьер Кювель
В ролях: Филипп Торретон, Ричард Грант, Джен Родан, Эльза Зильберштейн, Рошди Зан, Бруно Путцулл, Стефан Прейсс, Фредерик Пьерро, Слобан Хьюлетт и др.
Музыка: Стефан Фишер
Оператор: Пьер Эв


04.09.2003

Смерть, а тем более достаточно ранняя смерть великого человека всегда загадочна, даже если на самом деле никакой загадки в ней нет. В том, что Наполеон Бонапарт был великим человеком, кажется, никто никогда не сомневался, даже и Лев Толстой. Зато многие высказывали сомнения в том, что низверженный император умер вовсе не естественной смертью от наследственной язвы кишечника, но уж как минимум от жестоких душевных страданий. Как максимум же был отравлен.

Если так, то кем? Губернатором острова Св. Елены, британским полководцем Лоу, по приказу лондонского руковдства, скупившегося содержать никак не желающего ни умирать, ни признавать себя рядовым узником Наполеона, или его любовницами, по совместительству являвшимися законными женами его же боевых командиров, - ради немалого завещания?

С другой стороны, хоть труп императора, готовя останки к перезахоронению в Париже, и опознали все эксгуматоры, ходили все-таки слухи о том, что в гробу обнаружили не величайшего полководца Нового времени, а его слугу Чиприани, внешне похожего на Наполеона. Может быть, Наполеон вообще не умирал на Св. Елене, ведь готовились же заговоры, а один из них и вообще (судя по фильму) удался бы, кабы сам император не отказался бежать в Новый Свет, то ли из нежелания уронить политический престиж, то ли из-за боязни предательства? Так, может, все-таки бежал, может, скончался в роковой для мужчин его рода 51 год, но не на скалистом островке в океане, а в богатом бунгало посреди необозримых плантаций, на руках безумно влюбленной в него, а заодно и покорившей сердца многих мужчин острова юной женщины?

Выяснением этих загадок занимается в историко-политическом детективе Антуана де Кона "Месье N" молодой английский лейтенант Хэскотт, приставленный Лоу день и ночь охранять императора, но, как и многие, покорившийся харизме человека, едва не овладевшего всем миром и даже в плену ведшего себя так, как будто он по-прежнему полубог.

Разумеется, я не стану рассказывать, к каким окончательным выводам приходит Хаскелл, заодно и разгадывающий неразрешимую загадку в 1840-м, после того как тело императора было перезахоронено в его столице, и вспоминающий в живых подробностях живописное общение с Наполеоном четверть века назад. Одно скажу: его выводам можно поверить. Впрочем, верить совершенно необязательно - перед нами художественный текст. Он позволяет и не веря с неослабевающим интересом, сочувствием, а мгновениями и с восхищением сопереживать тому, что рассказывают нам авторы и тому, как изображают рассказываемое актеры (излишне порой романтизирующие своих персонажей в духе Дюма-отца, но в большинстве случаев играющие замечательно; особенно, по-моему, удался образ Лоу, Наполеон же в исполнении потрясающе харизматичного и маскулинного, несмотря на бросающуюся в глаза некрасивость, Филиппа Торретона просто превосходен, на порядок интереснее того, которого изобразил в недавнем сериале Ива Симоно Кристиан Клавье). В конце концов, стратфордианского сына перчаточника в Шекспирах тоже, скорее всего, не было, а вот Троянская война, как доказал Шлиман, напротив, была, и была почти такой, какой изобразил ее Гомер, которого не было. Все это нисколько не мешает нам читать и перечитывать книгу И. Гилилова как блистательное художественное произведение, а Гомера худо-бедно даже и экранизировать (при полной химеричности этой затеи даже на уровне идеи).

Итак, всем, кто интересуется историей, всем, кто любит хорошее кино, от души рекомендую: обязательно посмотрите очень добротный, вполне серьезный, умный и одновременно остросюжетный фильм Антуана де Кона "Месье N", представляющий на наш суд одну из возможных версий смерти Наполеона Бонапарта. Хотя - не могу не заметить - детектив в картине - далеко не единственная задача ее авторов, тем более не главная. Личность императора, его несомненный гений - вот о чем здесь сказано куда больше и куда интереснее. А смерть... что смерть бессмертному?..

Рецензия: Виктор Распопин