Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПОСЛЕДНИЙ МЕЧ САМУРАЯ

историко-батальная драма
Продолжительность: 135
Япония 2003
Режиссер: Ёдзиро Такита
Продюсер: Нозому Еноки, Хайдэи Мияшима
Сценарий: Дзиро Асада, Такехиро Накашима (по роману Дзиро Асады)
В ролях: Киичи Накаи, Коичи Сато, Юи Натсукава, Такехиро Мурета, Мики Накатами и др.
Музыка: Джои Хисаиши
Оператор: Такеши Хамада


15.09.2003

Почти эпическая, драма эта повествует о последней, обреченной борьбе японских феодалов с набирающим мощь империализмом на закате XIX века. Главные герои, славные воины, разрываются между священными для них правилами самурайской чести и необходимостью кормить оголодавшие семьи. Жить для них означает служить господину, но выжить возможно только изменив ему. Впрочем, в реальности выжить невозможно, ибо они - непревзойденные мастера меча, а последний в 1899 г., в эпоху броненосцев и скорострельного оружия, увы, не более чем бесполезная железяка.

Личные трагедии героев картины как бы предваряют и знаменуют глобальную трагическую эпоху, в которой Японии предстоит слишком многое утратить по собственной вине. Однако, как писал в свое время Ремарк, смерть одного человека - это трагедия, гибель миллионов - только статистика. Потому грядущий апокалипсис здесь подразумевается, демонстрируется же (и трогает наши сердца) личная драма тех, кого в соседней стране, с легкой руки одного из классиков литературы, называли "обитателями дворянских гнезд". Драма эта, впрочем, столько же историческая, сколько и личная.

В фильме Ёдзиро Такиты по роману Дзиро Асады эта драматическая взаимообусловленность схвачена вполне осознанно и показана совершенно отчетливо, причем показана очень разносторонне - в сценах жестоких поединков и массовых сражений, в лирических картинах, где возникающая в сердцах молодых людей любовь очевидно обречена и потому звучит, как надрывная мелодия свирели на фоне цветущей сакуры, в эпизодах, где суровые герои-смертники, беседуя или размышляя, отпевают самих себя, друг друга и эпоху, а их нежные жены и сестры столь же неколебимо жертвуют собой во имя верности мужьям и феодальной чести.

Впрочем, назвать этот фильм суровой историко-батальной фреской, пожалуй, было бы несправедливо. Он не только драматичен, но и в неменьшей мере лиричен. Более того, фильм Ёдзиро Такаты музыкален, как печальная баллада о навсегда уходящем, пусть нелегком, но прекрасном героическом прошлом великого народа, находящегося на пороге неизвестного грядущего. Не всем суждено переступить этот порог. О них, не переступивших, и рассказывает, их оплакивает печальная и прекрасная песнь "Последний меч самурая".

Рецензия: В. Распопин