мелодрама Продолжительность: 94 Россия 2003 Режиссер: Андрей Разенков Продюсер: Екатерина Маскина,
Татьяна Николаева, Валерий Мальков Сценарий: Марина Мареева В ролях: Алена Бондарчук, Александр
Балуев, Ирина Скобцева, Лембит Ульфсак и др. Музыка: Мишель Легран Оператор: Маша
Соловьева
15.09.2003
Нечто среднее между американской рождественской сказкой и
отечественной мелодрамой с проблемами. Проблема первая - солидный
возраст влюбленных, еще проблема - неумение граждан советского
воспитания вписаться без потерь в новое время.
Сюжет: малоуспешная актриса (Алена Бондарчук), обремененная столь
же малоуспешным да к тому же пьющим мужем-сценаристом, приезжает из
столицы в Прибалтику, где живет и работает ее мать, актриса, напротив,
народная и весьма успешная (Ирина Скобцева). (Замечу в скобках:
семейному предприятию недостает, кажется, только портрета Сергея
Федоровича Бондарчука, с которого покойный мэтр печально-неодобрительно
взирал бы, украшая стену над камином, на эпоху первоначального
накопления капитала.) В аэропорту растрепанная дамочка, беседуя с пьяным
мужем по сотовому, теряет талисман - янтарного ангела, подаренного ей на
счастье матерью. Символика тут же начинает работать: дочь прибывает в
родительский дом, когда на него предъявляет права некий заграничный
наследник. Беспечные советские люди, которым особняк был подарен в
незапамятные времена приказавшей долго жить властью, забыли в начале
90-х оформить права на владение и теперь неизбежно будут выселены на
улицу, несмотря на зрительскую любовь и всеобщее уважение: закон есть
закон.
Дочь бегает по ювелирным магазинам, бесплодно пытаясь восстановить
талисман, пока не встречает загадочного незнакомца (Александр Балуев),
одинаково хорошо владеющего эстонским и русским. Между ними возникает
судьбоносное чувство, а незнакомец, натурально, оказывается тем самым
претендентом на особняк, более того - его законным (по наследованию
имущества) владельцем, еще того более - жителем Германии, мудрым,
степенным и не очень счастливым в личной жизни отпрыском
русско-немецко-эстонской семьи.
Дальнейшие перипетии истории пусть останутся за пределом этого
текста. Скажу только, что, в полном соответствии с законами советского
кинематографа, финал у картины открытый, то есть понимай его как хочешь,
но, тем не менее все концы и символы сплетены-таки в одну тугую косичку.
Актерские работы не слишком выразительны, но и особого желания
критиковать их не вызывают. Драматургия вполне профессиональна и вполне
же предсказуема. Музыка Мишеля Леграна неплоха, однако яркого
мелодического лейтмотива не имеет. Операторская работа хороша вполне,
особенно для тех, кому по нраву красивые лубочные картинки: вот
позднеосеннее озеро с лебедями, вот прибалтийский трубочист, а вот и
елочный ангелок с крылышками.
Словом, ругать картину Андрея Разенкова, вроде бы, не за что (как и
предшествовавшую ей мелодраму этого режиссера "Северное сияние"), но и
похвалить причин не найдешь. Сегодня посмотрели - завтра забудем