Трагикомедия Продолжительность: 98 Россия 2001 Режиссер: Д. Месхиев Продюсер: О. Васильева Сценарий: Г. Островский В ролях: С. Гармаш, М. Пореченков, К. Хабенский, С. Маковецкий, А. Зибров, И. Розанова, Е. Добровольская, З. Шарко Музыка: С. Курашов, В. Волков, Л. Федоров Оператор: С. Мачильский
25.07.2002
Браво, Месхиев! Процитировал с десяток наших и чужих фильмов
прошлых лет, рассказал при этом совершенно месхиевский, абсолютно
российский, достоевско-чеховский 'скверный анекдот'.
Итак, 'трое везли хоронить одного', как пел Высоцкий. Вернее двоих,
наших, мужиков, работяг начальство отправляет в подмосковный городок,
где скоропостижно скончался сослуживец, дабы выкупить тело из морга,
уложить в гроб и вернуть родному заводу: московская мать-земля ждет.
Мужики ехать не хотят: у одного язва, у другого - вообще. Однако с
начальством не поспоришь: едут. В поезде напиваются. С поезда сойдя и в
вечном уважении друг к другу клянясь, доходят до ближайшего здания,
библиотеки. Просят приюта у библиотекарши Любы, спаивают ее, затаскивают
в гостиницу, не подумайте чего плохого - просто так, как друга, как
настоящего человека, - где втроем и упиваются окончательно. Утром уже
вдвоем безуспешно ищут деньги, покуда один из них не вспоминает, что
отдал их Любе, на билет, с которым она пустится в длинный путь -
начинать новую красивую жизнь.
Поругавшись, добираются до морга, уговаривают отдать им труп и
'ведут' его на вокзал. Садятся в поезд, укладывают покойника на верхнюю
полку и идут в тамбур перекурить. Возвратившись, обнаруживают в купе
мужика с чемоданом золота и не обнаруживают Колю-трупа.
Далее история разветвляется на множество новелл, веселых и
грустных, висельных и сатирических, чтобы закончиться неожиданно и в то
же время логично, в духе глубинного нашего добросердечия на фоне не
менее обширного нашего дурдома.
Играют мужики превосходно, мужиков наших играют, шукшинских чудиков
и песковских чудаков. Актрисы Гармашу с компанией не уступают ни грана.
Наши бабоньки, как вылитые: 'У одной пьет мужик, у другой пьет мужик, и
у третьей он пьет, у четвертой же - пшик. У четвертой тоска, что вот нет
мужика: пусть бы пил, да хоть был...' (Евтушенко).
И ничего ведь не меняется, ни-че-го-шеньки. Как при Шукшине, как до
Шукшина, как при Достоевском с Чеховым. Потому, наверное, и называется
кино 'Механическая сюита', что мотаемся, как заведенные, от века и на
века. А еще, конечно, затем, чтобы напомнить, откуда этот заданный
вектор начинается - от михалковской 'Неоконченной пьесы для
механического пианино'. Та же Россия, та же река, те же сумасшедшие,
отчаявшиеся, сами себя в воду загоняющие, обозленные добрые русские
люди.