Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





МЕХАНИЧЕСКАЯ СЮИТА

Трагикомедия
Продолжительность: 98
Россия 2001
Режиссер: Д. Месхиев
Продюсер: О. Васильева
Сценарий: Г. Островский
В ролях: С. Гармаш, М. Пореченков, К. Хабенский, С. Маковецкий, А. Зибров, И. Розанова, Е. Добровольская, З. Шарко
Музыка: С. Курашов, В. Волков, Л. Федоров
Оператор: С. Мачильский


25.07.2002

Браво, Месхиев! Процитировал с десяток наших и чужих фильмов прошлых лет, рассказал при этом совершенно месхиевский, абсолютно российский, достоевско-чеховский 'скверный анекдот'.

Итак, 'трое везли хоронить одного', как пел Высоцкий. Вернее двоих, наших, мужиков, работяг начальство отправляет в подмосковный городок, где скоропостижно скончался сослуживец, дабы выкупить тело из морга, уложить в гроб и вернуть родному заводу: московская мать-земля ждет.

Мужики ехать не хотят: у одного язва, у другого - вообще. Однако с начальством не поспоришь: едут. В поезде напиваются. С поезда сойдя и в вечном уважении друг к другу клянясь, доходят до ближайшего здания, библиотеки. Просят приюта у библиотекарши Любы, спаивают ее, затаскивают в гостиницу, не подумайте чего плохого - просто так, как друга, как настоящего человека, - где втроем и упиваются окончательно. Утром уже вдвоем безуспешно ищут деньги, покуда один из них не вспоминает, что отдал их Любе, на билет, с которым она пустится в длинный путь - начинать новую красивую жизнь.

Поругавшись, добираются до морга, уговаривают отдать им труп и 'ведут' его на вокзал. Садятся в поезд, укладывают покойника на верхнюю полку и идут в тамбур перекурить. Возвратившись, обнаруживают в купе мужика с чемоданом золота и не обнаруживают Колю-трупа.

Далее история разветвляется на множество новелл, веселых и грустных, висельных и сатирических, чтобы закончиться неожиданно и в то же время логично, в духе глубинного нашего добросердечия на фоне не менее обширного нашего дурдома.

Играют мужики превосходно, мужиков наших играют, шукшинских чудиков и песковских чудаков. Актрисы Гармашу с компанией не уступают ни грана. Наши бабоньки, как вылитые: 'У одной пьет мужик, у другой пьет мужик, и у третьей он пьет, у четвертой же - пшик. У четвертой тоска, что вот нет мужика: пусть бы пил, да хоть был...' (Евтушенко).

И ничего ведь не меняется, ни-че-го-шеньки. Как при Шукшине, как до Шукшина, как при Достоевском с Чеховым. Потому, наверное, и называется кино 'Механическая сюита', что мотаемся, как заведенные, от века и на века. А еще, конечно, затем, чтобы напомнить, откуда этот заданный вектор начинается - от михалковской 'Неоконченной пьесы для механического пианино'. Та же Россия, та же река, те же сумасшедшие, отчаявшиеся, сами себя в воду загоняющие, обозленные добрые русские люди.

Браво, Месхиев!

Рецензия: Виктор Распопин