Стеснительный 17-летний девственник из неблагополучной, однако,
по-видимому, достаточно состоятельной семьи, оторвавшись от пьющей
мамочки, поступает в кололедж. Многоопытные общежитские сверстницы
осмеивают его, склонного к мечтательности и писательству, а
громилоподобный сосед по комнате третирует. Парнишка покидает общагу,
снимает комнату, знакомится с соседями и соседками, среди которых в
результате разнообразных нескучных коллизий обретает друзей, желанный
сексуальный опыт и даже настоящую любовь, а главное, конечно, -
представления о реальной жизни, сохранив при этом собственную
человечность и стремление помогать ближним.
Как ни странно, эта, по идее эротическая молодежная комедия, очень
гуманна, напрочь лишена привычных придурковатых гэгов, брани и
граничащих с порнографией эпизодов животного секса. Ее герои -
маргиналы, молодые люди с нестандартным, творческим взглядом на
действительность, а люди, склонные к творчеству, как мы помним из
Пушкина, "...и малы, и мерзки, но не так как <все>, а по-своему". Этим и
интересны. К тому же именно жизнь людей, склонных к творчеству, может
быть, и не слишком богатая внешними событиями, внутренне более
драматична. Оттого и молодежная комедия о 17-летнем маргинале - по сути
извечная драма взросления человеческой души, тем более что герой окружен
старшими, уже пожившими и хлебнувшими горечи бытия, но не опустившимися
соседями.
Фильм построен как чередование эпизодов, происходящих в реальном
мире, и в мире, порождаемом подростковой фантазией героя. В первом он -
обычный мальчишка, томящийся по ласке и в одиночестве пишущий
бесконечные неотправленные письма отцу, которого никогда не видел; во
втором - можно сказать, Джеймс Бонд, или, скорее, - памятное зрителям
старшего поколения литературное альтер эго скромного писателя-поденщика
- героя Ж.-П. Бельмонда в фильме "Великолепный".
Однако именно в реальном мире всем нам, художникам и обычным людям,
приходится жить, именно реальный мир окружает нас друзьями и врагами,
дарит любовь и заставляет учиться жить. А это умение необходимо даже
законченному маргиналу и даже великому художнику. И умение это приходит
вместе с настоящим чувством, которое заставляет научиться отличать
красоту от миловидности, избранницу от подружек, наконец, себя
настоящего от себя придуманного.
Очень приятный фильм, прекрасная работа Франки Потенте, сыгравшей
женскую ипостась главного героя, да, пожалуй, и всех актеров, даже
Илайджи Вуда, совсем уж, кажется, закостеневшего в образе смертника
Фродо, каковым в романе Толкиена не жертвенный, а жертвующий собой
маленький добродушный хоббит вовсе и не является. Но это так, к слову.
А "Семнадцатилетних" посмотрите - смешной и печальный, славный
фильм для зрителей всех возрастных категорий, кроме маленьких детей,
фильм не о традиционном голливудском персонаже, но о реальном человеке в
нелегкую пору прощания с детством.