триллер/боевик/антиутопия Продолжительность: 98 Великобритания - Германия 2002 Режиссер: Пол Андерсон Продюсер: Бернд Эйчингер,
Пол Андерсон Сценарий: Пол Андерсон В ролях: Милла Йовович, Мишель Родригес, Эрик Мэбиус,
Джеймс Пёрфой, Мартин Кревис, Колин Салмон и др. Музыка: Марко Белтрами, Мэрилин Мэнсон Оператор: Дэвид Джонсон
06.10.2003
Фильм снят по мотивам известной компьютерной игры, сильно
напоминает "Куб" и "Чужих", а рассказывает в основном про то, как
несколько утративших память гражданских лиц в сопровождении малой группы
спецназа, одного за другим теряя бойцов, сражаются в замкнутом
пространстве с полчищем зомби, усиливаемым при необходимости прочей
нечистью, а также человеконенавистнической техникой.
Фантастическая же составляющая этого боевика-ужастика заключается
преимущественно в финальном эпизоде и пояснительной "рамке": несчастные
люди будущего оказываются во власти бандитской компании, с помощью
новейших электронных технологий создавшей не просто влиятельный научный
институт, а натурально подменившей собой реальный Божий мир. Когда же в
том, что осталось от прежнего мира, возникает Сопротивление, компания
уничтожает сначала все живое в самом институте, а затем, во время
неудачного рейда в недра сего "научного чуда" спецназовцев,
последовавшего с целью уничтожить компьютерный разум-матку гангстеров, и
вообще все живое в мире. Так, во всяком случае, можно интерпретировать
финал картины, если, конечно, он (да и вообще все происходящее) не
снится героине.
Рассказав столь много, я, в общем-то, сообщил читателю только
"рамку" - в "Обители зла" немало загадок и чисто детективного характера.
Вообще говоря, фильм неплох, хоть и неоригинален. В отличие от иных
экранизаций компьютерных игр он способен захватить зрителя и держать его
в напряжении, несмотря на третичность большей части сюжетных поворотов и
вообще всего видеоряда, несмотря даже на посредственную игру
посредственных актеров во главе с Миллой Йовович (это, может быть, так и
должно быть - мы ведь в пространстве компьютерной игры, где герои уж
совершенно виртуальны, то есть не нуждаются ни в каких психологических
характеристиках). Причины тому две. Первая - в умелом, высоко
профессиональном нагнетании напряжения от первой минуты фильма до
последней; вторая - пожалуй, в намеренной двойственности, тройственности
возможного прочтения содержания (и, соответственно, финала). А именно:
текст может быть прочитан и как триллер в духе "Куба", и как боевик в
духе "Чужих", и как психоделическая и детективная антиутопия отчасти в
духе Джона Уиндема.
А лично мне больше всего понравился безысходный финал "Обители
зла", в целом решенный в манере Стивена Кинга, но с тонкой отсылкой к
сюрреализму позднего Бунюэля, финал, как бы закольцовывающий ленту,
возвращая ее к началу, к первому левелу, от которого, тем не менее,
играть предстоит, возможно, совсем в другую игру.