вестерн Продолжительность: 138 США 2003 Режиссер: Кевин Костнер Продюсер: Кевин Костнер Сценарий: Крэйг Сторпер В ролях: Кевин Костнер, Роберт
Дювалл, Аннет Беннинг, Диего Луна, Абрахам Бенруби, Майкл Гэмбон и др. Музыка: Майкл
Кэмен Оператор:
27.10.2003
Два с половиной часа - это для Кевина Костнера, можно сказать,
норма. Или даже чуть ниже нормы. Было бы при этом что сказать ему -
режиссеру, продюсеру, актеру. Костнер-актер, в сущности, всегда говорит
одно и то же: я - настоящий, стопроцентный американец, то есть герой,
потому что настоящий стопроцентный американец никем иным быть не может.
Герой - и все тут. Костнер-режиссер и продюсер (по крайней мере
собственных режиссерских проектов) тематически ничем от Костнера-актера
не отличается, разве что меняет жанры. Скорее даже не меняет, а придает
одному и тому же различные оттенки. Так, трехчасовая лента "Жизнь с
волками" была эпическим вестерном про индейцев и очередного Натти Бампо,
трехчасовой же "Почтальон" - вестерном антиутопическим, "Открытое
пространство" - опять-таки вестерн, на сей раз in nature.
Герой Костнера-актера в новом фильме Костнера-режиссера, в фильме,
на полтора часа состоящем из неимоверно растянутой
производственно-любовной экспозиции, а в оставшиеся 45 минут
награждающем зрителя за долготерпение пальбой и валевом "месть non
stop", являет как бы человека нелегкой судьбы, простого амриканского
парня, бывшего солдата, усомнившегося, видать, в службе как таковой и
занявшегося нелегким трудом перегонщика скота по равнодушным прериям и
там-сям попадающимся на пути злобственным городишкам.
Пастушествует бывший солдат, понятное дело, не одиночку, а под
руководством побитого годами и сединами героя Дювалла и в сопровождении
еще двоих хороших парней-неудачников. Один из них, добродушный громила,
погибает от пуль подонков на пятнадцатой минуте картины, второй, пылкий
юноша, случайно будчи подонками недострелен, тогда же впадает в
возлюбленную Голливудом кому до самой финальной сцены, где, весь в
бинтах и юшке, натурально, проявляет чудеса героизма истинного ученика
истинного американского героя.
Помимо названных персонажей, мы имеем в "Открытом пространстве"
некогда очаровательную, а в "Вальмоне" Милоша Формана так и просто
блистательную Аннет Беннинг, местную фельдшерицу, престарелую,
девственную, доблестную и бескорыстную помощницу своего брата-врача,
столь же, кстати, бескорыстного, естественно, полюбившую нелегкой
поздней любовью б/у солдата, ответившего ей, уже отчаявшейся в
возможности личного счастья, взаимностью, а также еще парочку порядочных
людей, в решительный момент поднявшихся на помощь Дюваллу и Костнеру,
грудью вставших против всегда преступного крупного бизнеса в лице всего
прочего населения городка, в той или иной мере мобилизованного местным
воротилой-скотоводом и его подручным - шерифом.
Таким образом, стандартное время стандартного фильма мы наблюдаем
то, что в нормальном вестерне занимает примерно полчаса - историю
закатов и рассветов, панорамы Новосветной благословенной, но, к
несчастью, захваченной нечистыми руками, плодоносной земли,
разномастных, однако неизменно грациозных кобыл и жеребцов, умудренных
летами и покуривающих дешевые сигары у костерка "славных парней" крепко
за пятьдесят, размышляющих о проходящей жизни и следе, который каждый из
них должен оставить на земле. И, разумеется, сочувствуем (по крайней
мере, должны сочувствовать) душевным мучениям дикозападного
Гамлета-Панурга: любить - не любить, жениться - не жениться.
Ну а по прошествии полутора часов Гамлета-Панурга, сопровождаемого
неизменным Савельичем в облезлых джинсах, обстоятельства (плохие дяди и
славная Аннет Беннинг, идеально скопировавшая свою роль с одной -
страдательной - половины разнопланового образа, который создала полвека
назад Кэтрин Хепбёрн в хьюстоновской ленте "Африканская королева")
последовательно вынуждают: а) вспомнить первую профессию и с обеих рук
убивать все, что движется; б) принять окончательное решение жениться.
С чем мы, досмотревшие до конца очередной костнеровский эпос про
закаты и рассветы среди кобыл и убийц, его и поздравляем: парень он
правильный и, безусловно, сумеет составить счастье пожилой женщины.
Вся эта третичная затянутая бодяга, снятая, конечно же, качественно
и с размахом, не стоила бы, пожалуй, столь длинного разговора, если бы
не "Савельич". Старик-пастух Дювалла молчалив и чрезвычайно выразителен,
именно он - настоящий главный герой фильма, именно он - истинный, а не
голливудский американец, потому что не герой, но человек, вынужденный
проявить героизм. Без всяких видимых усилий Дювалл в два счета
переигрывает и тяжеловесного Костнера, и уж слишком по лекалу
страдательную Беннинг. Он не косит ни под Гамлета, ни под Панурга, то
есть не пускается ни в трагедию, ни в фарс, он не копирует
предшественников, оставаясь оригинальным и в то же время похожим на весь
предшествующий ряд ковбойских положительных стариков, он каждым жестом,
каждым взглядом являет глубокую скрытую драму просто человека, человека,
чья жизнь прошла. И прошла именно так, как у абсолютного большинства из
нас, - напрасно. Это ли не самая настоящая, не самая главная из всех
человеческих трагедий? Трагедия уходящего человека, на закате
осознающего бессмысленность прожитого и под занавес вынужденного
отбирать жизни, чтобы восстановить справедливость. Увы, уже не для себя,
а для тех, кто живет и будет жить... скорее всего, так же, как и он сам,
- напрасно.