Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО (OPEN RANGE)

вестерн
Продолжительность: 138
США 2003
Режиссер: Кевин Костнер
Продюсер: Кевин Костнер
Сценарий: Крэйг Сторпер
В ролях: Кевин Костнер, Роберт Дювалл, Аннет Беннинг, Диего Луна, Абрахам Бенруби, Майкл Гэмбон и др.
Музыка: Майкл Кэмен
Оператор:


27.10.2003

Два с половиной часа - это для Кевина Костнера, можно сказать, норма. Или даже чуть ниже нормы. Было бы при этом что сказать ему - режиссеру, продюсеру, актеру. Костнер-актер, в сущности, всегда говорит одно и то же: я - настоящий, стопроцентный американец, то есть герой, потому что настоящий стопроцентный американец никем иным быть не может. Герой - и все тут. Костнер-режиссер и продюсер (по крайней мере собственных режиссерских проектов) тематически ничем от Костнера-актера не отличается, разве что меняет жанры. Скорее даже не меняет, а придает одному и тому же различные оттенки. Так, трехчасовая лента "Жизнь с волками" была эпическим вестерном про индейцев и очередного Натти Бампо, трехчасовой же "Почтальон" - вестерном антиутопическим, "Открытое пространство" - опять-таки вестерн, на сей раз in nature.

Герой Костнера-актера в новом фильме Костнера-режиссера, в фильме, на полтора часа состоящем из неимоверно растянутой производственно-любовной экспозиции, а в оставшиеся 45 минут награждающем зрителя за долготерпение пальбой и валевом "месть non stop", являет как бы человека нелегкой судьбы, простого амриканского парня, бывшего солдата, усомнившегося, видать, в службе как таковой и занявшегося нелегким трудом перегонщика скота по равнодушным прериям и там-сям попадающимся на пути злобственным городишкам.

Пастушествует бывший солдат, понятное дело, не одиночку, а под руководством побитого годами и сединами героя Дювалла и в сопровождении еще двоих хороших парней-неудачников. Один из них, добродушный громила, погибает от пуль подонков на пятнадцатой минуте картины, второй, пылкий юноша, случайно будчи подонками недострелен, тогда же впадает в возлюбленную Голливудом кому до самой финальной сцены, где, весь в бинтах и юшке, натурально, проявляет чудеса героизма истинного ученика истинного американского героя.

Помимо названных персонажей, мы имеем в "Открытом пространстве" некогда очаровательную, а в "Вальмоне" Милоша Формана так и просто блистательную Аннет Беннинг, местную фельдшерицу, престарелую, девственную, доблестную и бескорыстную помощницу своего брата-врача, столь же, кстати, бескорыстного, естественно, полюбившую нелегкой поздней любовью б/у солдата, ответившего ей, уже отчаявшейся в возможности личного счастья, взаимностью, а также еще парочку порядочных людей, в решительный момент поднявшихся на помощь Дюваллу и Костнеру, грудью вставших против всегда преступного крупного бизнеса в лице всего прочего населения городка, в той или иной мере мобилизованного местным воротилой-скотоводом и его подручным - шерифом.

Таким образом, стандартное время стандартного фильма мы наблюдаем то, что в нормальном вестерне занимает примерно полчаса - историю закатов и рассветов, панорамы Новосветной благословенной, но, к несчастью, захваченной нечистыми руками, плодоносной земли, разномастных, однако неизменно грациозных кобыл и жеребцов, умудренных летами и покуривающих дешевые сигары у костерка "славных парней" крепко за пятьдесят, размышляющих о проходящей жизни и следе, который каждый из них должен оставить на земле. И, разумеется, сочувствуем (по крайней мере, должны сочувствовать) душевным мучениям дикозападного Гамлета-Панурга: любить - не любить, жениться - не жениться.

Ну а по прошествии полутора часов Гамлета-Панурга, сопровождаемого неизменным Савельичем в облезлых джинсах, обстоятельства (плохие дяди и славная Аннет Беннинг, идеально скопировавшая свою роль с одной - страдательной - половины разнопланового образа, который создала полвека назад Кэтрин Хепбёрн в хьюстоновской ленте "Африканская королева") последовательно вынуждают: а) вспомнить первую профессию и с обеих рук убивать все, что движется; б) принять окончательное решение жениться.

С чем мы, досмотревшие до конца очередной костнеровский эпос про закаты и рассветы среди кобыл и убийц, его и поздравляем: парень он правильный и, безусловно, сумеет составить счастье пожилой женщины.

Вся эта третичная затянутая бодяга, снятая, конечно же, качественно и с размахом, не стоила бы, пожалуй, столь длинного разговора, если бы не "Савельич". Старик-пастух Дювалла молчалив и чрезвычайно выразителен, именно он - настоящий главный герой фильма, именно он - истинный, а не голливудский американец, потому что не герой, но человек, вынужденный проявить героизм. Без всяких видимых усилий Дювалл в два счета переигрывает и тяжеловесного Костнера, и уж слишком по лекалу страдательную Беннинг. Он не косит ни под Гамлета, ни под Панурга, то есть не пускается ни в трагедию, ни в фарс, он не копирует предшественников, оставаясь оригинальным и в то же время похожим на весь предшествующий ряд ковбойских положительных стариков, он каждым жестом, каждым взглядом являет глубокую скрытую драму просто человека, человека, чья жизнь прошла. И прошла именно так, как у абсолютного большинства из нас, - напрасно. Это ли не самая настоящая, не самая главная из всех человеческих трагедий? Трагедия уходящего человека, на закате осознающего бессмысленность прожитого и под занавес вынужденного отбирать жизни, чтобы восстановить справедливость. Увы, уже не для себя, а для тех, кто живет и будет жить... скорее всего, так же, как и он сам, - напрасно.

Рецензия: В. Распопин