комедийный ужастик/сказка Продолжительность: 85 США 1992 Режиссер: Сэм Рэйми Продюсер: Дино де Лаурентис,
Роберт Тэперт, Брюс Кэмпбелл Сценарий: Сэм Рэйми, Иван Рэйми В ролях: Брюс Кэмпбелл, Эмбет Дэвидс, Дэнни
Элфман, Бриджет Фонда, Йен Аберкромби, Ричард Гроув и др. Музыка: Джозеф Ло Дюка Оператор: Билл Поуп
27.10.2003
Не знаю, по комиксам ли сделан этот десятилетней давности и
объявленный в издательской аннотации классическим комедийный ужастик,
или же семейство Рэйми придумало оригинальный сценарий... Скорее всего,
по комиксам - слишком уж выдает себя картиночная стилистика. Но может
быть, это пародия на комиксы?..
Опять же, не знаю, правда ли, что "Армия тьмы" - классика. Столько
уже всего этого было - пародий на Артуриану и одновременно на пародию на
Артуриану - марктвеновскую сатиру "Янки при дворе короля Артура",
поисков Книги мертвых (здесь почему-то шумерской, а не привычной
египетской - вероятно, тоже прикол), заколдованных лесов, вселений в
героев бесов и изгнаний их ("Дорогой дедушка, забери меня отседова") -
вот именно, оттудова, ночных битв несчастных героических смертных с
восставшими (непременно из ада - прежде ж живые были люди, так откуда им
еще восставать?) разлагающимися покойниками и клацающими челюстями
скелетами (не говоря уж о ночных битвах голливудских звезд в постели). В
общем, сомневаюсь в том, что "Армия тьмы" - такая уж классика.
Несомненно другое: "Армия тьмы" - пародия, лихая, динамичная,
тотальная (и порой, действительно, смешная - особенно в сцене
самоизгнания главным героем вселившегося в него беса - злобного и
шкодного alter ego, в сцене, мне напомнившей не столько прешествующие
фильмы, сколько жесточайшую сатиру Станислава Лема в одном из
путешествий Ийона Тихого) пародия на целый ряд популярных жанров
голивудского и мирового кино: от героической волшебной сказки до
мистического триллера.
Вследствие перенасыщенности текста пародируемыми картинами,
звездами, сюжетными ходами, гэгами, а равно и вследствие лаконичности
(фильм длится немногим больше часа двадцати) у Рэйми получилась
форменная окрошка с горчицей - острое, пряное и сытное блюдо. Для того,
чтобы разложить его на составные, выявить все (и каждый) пародируемые
объекты, необходимо фильм неоднократно пристально пересматривать. У меня
такой возможности не было, но, полагаю, каждый в состоянии сделать это
самостоятельно. Подобное занятие, уверен, многим доставит удовольствие.
Я же могу здесь только отметить следующее: герой - типичный
Иван-дурак плюс Ланселот, которому поделом, плюс вариация на тему
высмеянного Марком Твеном умельца из будущего в высмеянном Марком же
Твеном "золотом веке" Артура, на поверку оказывающемся грандиозной
помойкой; героиня - та самая Гвиневера, она же - Марья-искусница, чья
сущность - форменная ведьма (как и у каждой женщины - сказал бы
женоненавистник, не я, прошу не путать); злодей - оборотная личина
героя: кого мы каждый раз убиваем, если не самих себя, или, чтобы
достичь успеха и славы, надобно каленым железом выжечь из себя
неоднозначность, то бишь индивидуальность... Вот именно поэтому Иван -
человек, пока дурак, а когда уже герой - то Иван, не помнящий родства.
Иными - толстовскими - словами: "Каждая счастливая семья..." и так
далее.
Короче говоря, классика ли, нет ли (не "Анна Каренина" - "Армия
тьмы") - по-прежнему не знаю, а фильм на редкость неглупый. Рекомендую.