Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





АРМИЯ ТЬМЫ

комедийный ужастик/сказка
Продолжительность: 85
США 1992
Режиссер: Сэм Рэйми
Продюсер: Дино де Лаурентис, Роберт Тэперт, Брюс Кэмпбелл
Сценарий: Сэм Рэйми, Иван Рэйми
В ролях: Брюс Кэмпбелл, Эмбет Дэвидс, Дэнни Элфман, Бриджет Фонда, Йен Аберкромби, Ричард Гроув и др.
Музыка: Джозеф Ло Дюка
Оператор: Билл Поуп


27.10.2003

Не знаю, по комиксам ли сделан этот десятилетней давности и объявленный в издательской аннотации классическим комедийный ужастик, или же семейство Рэйми придумало оригинальный сценарий... Скорее всего, по комиксам - слишком уж выдает себя картиночная стилистика. Но может быть, это пародия на комиксы?..

Опять же, не знаю, правда ли, что "Армия тьмы" - классика. Столько уже всего этого было - пародий на Артуриану и одновременно на пародию на Артуриану - марктвеновскую сатиру "Янки при дворе короля Артура", поисков Книги мертвых (здесь почему-то шумерской, а не привычной египетской - вероятно, тоже прикол), заколдованных лесов, вселений в героев бесов и изгнаний их ("Дорогой дедушка, забери меня отседова") - вот именно, оттудова, ночных битв несчастных героических смертных с восставшими (непременно из ада - прежде ж живые были люди, так откуда им еще восставать?) разлагающимися покойниками и клацающими челюстями скелетами (не говоря уж о ночных битвах голливудских звезд в постели). В общем, сомневаюсь в том, что "Армия тьмы" - такая уж классика.

Несомненно другое: "Армия тьмы" - пародия, лихая, динамичная, тотальная (и порой, действительно, смешная - особенно в сцене самоизгнания главным героем вселившегося в него беса - злобного и шкодного alter ego, в сцене, мне напомнившей не столько прешествующие фильмы, сколько жесточайшую сатиру Станислава Лема в одном из путешествий Ийона Тихого) пародия на целый ряд популярных жанров голивудского и мирового кино: от героической волшебной сказки до мистического триллера.

Вследствие перенасыщенности текста пародируемыми картинами, звездами, сюжетными ходами, гэгами, а равно и вследствие лаконичности (фильм длится немногим больше часа двадцати) у Рэйми получилась форменная окрошка с горчицей - острое, пряное и сытное блюдо. Для того, чтобы разложить его на составные, выявить все (и каждый) пародируемые объекты, необходимо фильм неоднократно пристально пересматривать. У меня такой возможности не было, но, полагаю, каждый в состоянии сделать это самостоятельно. Подобное занятие, уверен, многим доставит удовольствие.

Я же могу здесь только отметить следующее: герой - типичный Иван-дурак плюс Ланселот, которому поделом, плюс вариация на тему высмеянного Марком Твеном умельца из будущего в высмеянном Марком же Твеном "золотом веке" Артура, на поверку оказывающемся грандиозной помойкой; героиня - та самая Гвиневера, она же - Марья-искусница, чья сущность - форменная ведьма (как и у каждой женщины - сказал бы женоненавистник, не я, прошу не путать); злодей - оборотная личина героя: кого мы каждый раз убиваем, если не самих себя, или, чтобы достичь успеха и славы, надобно каленым железом выжечь из себя неоднозначность, то бишь индивидуальность... Вот именно поэтому Иван - человек, пока дурак, а когда уже герой - то Иван, не помнящий родства. Иными - толстовскими - словами: "Каждая счастливая семья..." и так далее.

Короче говоря, классика ли, нет ли (не "Анна Каренина" - "Армия тьмы") - по-прежнему не знаю, а фильм на редкость неглупый. Рекомендую.

Рецензия: В. Распопин