ЧТО Я СДЕЛАЛА, ЧТОБЫ ЗАСЛУЖИТЬ ТАКОЕ? (ЧЕМ Я ЗАСЛУЖИЛА ЭТО?) (QUE
HE HECHO YO PARA MEAECER ESTO?)
трагикомедия Продолжительность: 97 Испания 1984 Режиссер: Педро Альмодовар Продюсер: Сценарий: Педро Альмодовар В ролях: Кармен Маура, Луис Оталот, Гонсало
Суарес, Анхель де Андрес-Лопес, Вероника Форке, Кити Манвер, Хуан
Мартенес и др. Музыка: Бернардо Бонецци Оператор: Анхель Фернандес
27.10.2003
Классический и один из лучших (если не лучший) фильм Педро
Альмодовара, чрезвычайно трудно поддающийся сколько-нибудь
вразумительному подробному пересказу, как, собственно, и любой другой
фильм этого безумно талантливого режиссера, сочетающего в своих работах
высокое искусство с китчем, авторский кинематограф с ироничным
бытописательством, сообщающим его текстам своеобразную изысканную
простоту, иначе говоря доступность для широкого зрителя.
О чем эта картина? Есть ли у нее видимый первоисточник? Есть, но не
прямой, - "Мама Рома" Пьера Паоло Пазолини, поскольку "Что я сделала?.."
- трагическая и одновременно комическая история о немолодой
замордованной жизнью женщине, единственный раз взбунтовавшейся и,
разумеется, ставшей главной жертвой этого бунта. А спасшейся, в
сущности, тем же, против чего и бунтовала - любовью, привязанностью к
собственной развалившейся (и в том числе собственноручно разваленной)
семье.
Эта мама Мадридо, сыгранная великой актрисой нашего времени Кармен
Маурой, - своего рода обитательница коммуналки, ибо сама себе не
предоставлена и на минуту, разрывается между двумя
сыновьями-подростками, один из которых приторговывает наркотиками, а
другой склонен к гомосексуализму, между мужем-таксистом, типичным
неудовлетворенным собой, женой и всем миром ленивым мужиком под (или
слегка за...) полтинник, и его столь же недовольной всем на свете
матушкой, то и дело порывающейся либо причесывать старшего внука, либо
возвратиться в родную деревню, между соседками по подъезду - деятельной
проституткой, обслуживающей разного рода нестандартных клиентов и
собирающейся замуж за инспектора убойного отдела полиции, и портнихой,
которую угораздило стать матерью девочки-полтергейста, если к
кому-нибудь прислушивающейся, так только к нашей героине. Кроме того,
поскольку муж не зарабатывает достаточно, маме Мадридо приходится
подрабатывать уборщицей в небедных артистических домах, чьи блеск и
нищета, похоже, и пробуждают в ней искру бунта.
Все старания женщины, позволяющей себе в качестве расслабления
разве что кратковременные исступленные размахивания спортивным шестом (в
подвале ее дома, где она тоже подрабатывает уборщицей, занимается
восточными единоборствами группа горожан), провести утлый кораблик -
собственный дом через житейские бури оказываются несостоятельными.
Однажды терпеливо сносящая бесконечные придирки домашних и ежевечерние
мужнины изнасилования героиня узнает о неверности супруга и в состоянии
некоего психологического помутнения убивает его суповой костью,
размахнувшись точно так же, как размахивала она шестом в подвале.
Полиция обходит женщину подозрениями, но ее семья, и без того не
слишком ладная, разваливается окончательно. Младший сын пристраивается в
любовники к богатому стоматологу, а старший вместе с бабаушкой
уезжает-таки в деревню.
Проводив их до автобусной остановки, героиня возвращается в
непривычно молчащую, оглушающую тишиной квартиру и - в состоянии
непрекращающегося со времени убийства психологического ступора
перегибается через балконный барьер...
Нет, мама Мадридо, подобно маме Роме, не может покончить с собой,
не может погибнуть (что без мамы все мы, все Мадриды, Римы, Шанхаи,
Европы, России... что мир без мамы?), не за что ей погибать, ибо она -
МАМА, родительница, а не убийца, даже убив, она не убила мужа, а подобно
мифической Гее, упрятала его в самое себя, в свою безмерную и
бессмертную утробу, упрятала - с глаз убрала от самой себя и от мира -
не достоин!.. Мама Мадридо погибнуть не может, даже уже слонившись над
зияющей бездной, тянущей ее вниз с верхнего этажа стандартной городской
многоэтажки, - ибо навстречу ее впавшему в ступор сознанию и зрению -
ДОМОЙ - торопится младший сын, пусть в будущем приспособленец, пусть
даже негодяй, как его отец, такой же негодяй, как Зевс, сын негодяя
Урана, но - ее сын, ее смысл, существо, которое она не упрятала в
утробу, а, наоборот, выпустила из себя.
Черный и, в сущности, очень грустный философский юмор, зачастую
перехлестывающий через край гармонической упорядоченности составляющих
художественный текст, перенасыщающий эту картину, составляет в то же
время ее главную трагическую суть, самое содержание: такова наша жизнь.
Парадокс. Но разве не парадокс, что лучшие, наиболее глубокие (не все,
конечно, куда денешь Флобера, Льва Толстого и Бергмана?) произведения
искусства о женщине принадлежат мужчинам гомосексуальной ориентации, в
частности, в кинематографе - тем же Пазолини и Альмодовару? Может быть,
прав Ремарк, в "Черном обелиске" объяснивший почему: любить женщину -
тешить себя; дружить - утешать (а следовательно и узнавать) ее. Скажете,
тоже черный юмор? Но ведь и трагедия, согласитесь...