Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ДИКИЙ МЕССИЯ (SAVAGE MESSIAH)

трагифарс
Продолжительность: 94
Великобритания 1972
Режиссер: Кен Рассел
Продюсер: Кен Рассел
Сценарий: Кристофер Лог (по книге Х.С. Эде)
В ролях: Дороти Тьютин, Скотт Энтони, Хелен Миррен, Линдсей Кемп, Питер Вон и др.
Музыка:
Оператор:


27.10.2003

Самый яркий, блистательный и яростный провокатор в истории кино и телевидения, английский режиссер Кеннет Расселл за свою уже долгую жизнь переменил множество профессий и увлечений - от военного до танцовщика и, начиная с середины 50-х, снял больше четырех десятков самого разного рода картин: от телевизионных короткометражек до классической (и первой в кино) рок-оперы. Наибольший успех у зрителя, а равно и наибольшее неприятие у высоколобой критики вызвали биографические фильмы Расселла, в которых он с непосредственностью импрессионистского равнодушия к портретной схожести и буквалистскому следованию историко-биографическим реалиям, сумел, однако, отразить революционную суть каждого своего гениального героя и - зачастую - его эпохи, а главное, используя (заметьте, еще в 70-е годы) клиповую структуру, в общем-то, большому кино не свойственную, привести достаточно широкого зрителя к пониманию той простой, но в каждом отдельном случае каждого гения оказывающейся окружающему человечеству непонятной вещи, что в свое время была идеально сформулирована Пушкиным по поводу посмертного издания дневников Байрона: "Он и мал и мерзок, но не так, как мы - по-своему".

Именно таковы расселловские Лист, Малер, Байрон, Шелли - грешные, слабые, яростные, молящие о любви, издевающиеся над любящими, демонические, похожие на нас, но не такие, как мы - гениальные. Лучше сказать, пораженные недугом гениальности. Вот именно! Каждый фильм Расселла о гении - история его болезни, его сумасшествия, но не заунывно-фрейдистская, а бунтовщическая, революционная - под стать всегда безумному творчеству его героев.

"Когда б вы знали, из какого сора...", - сказала Анна Ахматова. Как раз об этом. Мы могли бы смело поставить приведенную строку к любому фильму Кена Расселла о художниках, в том числе и к "Дикому мессии".

Лента 1972 г. рассказывает о творческом самосожжении французского художника и скульптора Анри Годье-Бжешка, добавившего к собственной фамилии фамилию возлюбленной - вдвое старшей его польской писательницы. Годье погиб на полях Первой мировой войны в возрасте 24 лет, оставив небольшое, но великолепное художественное наследие, представленное Расселлом в эпилоге картины. Эпилог этот повторяет прием, продемонстрированный Андреем Тарковским в "Андрее Рублеве", однако лишен "рублевского" масштаба, его застывшего космического полета, и являет скорее возможность полета (причем полета атмосферного), либо же отсылает к легенде об Икаре, что делает честь Расселлу, рассказывающему более всего историю революционера, а не мыслителя.

Гений Годье и сам Годье - порождение эпохи модерна, наследовавшей времени импрессионистов и "проклятых" поэтов. Еще важнее то, что Годье - истинный француз, гениальный представитель гениального художественного Парижа. Важнее - для Расселла, точнее для любовной фабулы его фильма, в основе которого лежит двойной конфликт. Его составляют любовь и война между монпарнасским свободным бессребренником и грезящей о мировой писательской славе бывшей институткой и, надо полагать, гувернанткой из царской России (напомню молодому читателю, что в начале ХХ века Польша еще входила в состав Российской империи), этакой (опять-таки бывшей) тургеневской девушкой, чьи моральные принципы, собственно, и порождают, с одной стороны, бесконечную войну с Годье, с другой - подпитывают яростное творчество физиологически неудовлетворенного юноши. Другая составляющая кофликта - любовь и война непризнанного, но несомненного гения-бунтаря с буржуазным миром.

Я уже не однажды употребил в этом тексте определение "яростный". Другого слова не подберу - именно яростно исполняет-играет-проживает и прожигает жизнь своего героя актер Скотт Энтони. Словно бы он сам, Энтони-Годье, ежеминутно взрывает весь мир и тут же, засучив рукава, восстанавливает его по собственному разумению. Одну только свою подругу, свою старшую сестру, мать, возлюбленную он взорвать не решается - любимое не подлежит уничтожению! - и, отчаявшись (ведь ее взорвать нельзя, а она - столп всего мироздания, значит, и мироздание ему не переделать), взрывает себя - уходит на фронт, чтобы погибнуть.

Ей, сорокалетней (потрясающе сыгранной-прожитой-пережитой актрисой Дороти Тьютин) и, скорее всего, понявшей, что подлинное ее вдохновение и предназначение, истинный ее роман - не тот, что она в нескончаемой рукописи уже давным-давно таскает за собой по белу свету, а именно этот безвременно погибший гениальный мальчик, которого она любила, а думала, что - жалеет, ей остается безутешно рыдать, осознавая, что все ее собственные настоящие прорывы в творчество инспирированы именно им, Анри Годье, которого она жалела и не пожалела, охраняя ни на что уже не нужные принципы, привитые навсегда ушедшей, взорванной Годье и растоптанной войной эпохой.

Последний - и может быть, главный, и наиболее провокационный - конфликт расселловского фильма заложен в самом его названии, "Дикий мессия". Это конфликт исторический и историко-культурный, конфликт уже не людей, но эпох - общественный плитотектонический сдвиг, причем не ограничивающийся только изображаемым предреволюционным и революционным временем, потому что автор ведет речь не только о конкретной битве эпох начала ХХ столетия, не только, следовательно, о Годье и всех этих буржуазнейших торговцах произведениями искусства, нафабриолиненно-усатых, омонокленных и закотелкованных посетителях салонов, даже и не о кайзере и кайзеровом носе, которых герой в картине издевательски (что совершенно так и должно быть в художественном тексте) лепит с натуры (а в натуре, конечно, не лепил и лепить не мог - кто б ему, нищему, позволил!), но о битве эпох вечной и вечно повторяющейся, о том, что каждый гений - это нарыв на теле общества, неизменно стремящегося к окукливанию, о самом себе, Кеннете Расселле, нарывающем не теле привычного, стремящегося к окукливанию видеоряда. Сам Расселл - дикий мессия, как диким мессией был его герой, как диким мессией был для облеченных властью иудейских священников Иисус Христос, как любой истинный мессия - дикарь, бунтарь, революционер. (Нам свойственно призывать мессию, забывая при этом, что сущность мессии - не спасение, а переворот.)

И в этом смысле "Дикий мессия" - не только биографический, но и автобиографический текст. Воспользуюсь выражением высоколобой критики - "чрезвычайно вольно трактующий историю жизни и творчества известного деятеля культуры... <изображающий> крах буржуазных ценностей и моральных норм".

Ничего он не трактует, этот фильм, да и не изображает никакого краха. Он воочию являет "живую жизнь", жизнь, которая может быть живой, только отвергая и опровергая "всяческую мертвечину".

Рецензия: В. Распопин