иронико-эротический триллер Продолжительность: 102 Испания 1986 Режиссер: Педро Альмодовар Продюсер: Мигель Гомес Сценарий: Хесус Ферейра, Педро
Альмодовар В ролях: Асумпта Серна, Начо Мартинес, Антонио
Бандерас, Эва Кобо, Чус Лампреаде, Кармен Маура, Биби Андерсон и др. Музыка: Бернардо Бонецци Оператор: Анхел Луис Фернандес
03.11.2003
Стильный и, как всегда у Альмодовара, ироничный триллер, на
философскую, отчасти поданную во фрейдистском духе тему эроса и
танатоса, которых, понятное дело, невозможно оторвать друг от друга, как
рифмующиеся пресловутые "кровь" и "любовь".
Именно таким образом, нарочито, настойчиво и с откровенной издевкой
рифмуя секс с убийством, а кровь с любовью, и пародирует Альмодовар все
и вся в своем опять-таки нарочито многокрасочном, чересчур для триллера
многокрасочном фильме. Чего только тут не наворочено: коррида и
тореро-дьяболо на пенсии по инвалидности, пустоголовый (да еще и
педерастичный) инспектор полиции (ну, Голливуд, погоди!), откровенно
косящая под Марию Казарес в "Орфее" Кокто адвокатша, юный сладкий
Бандерас (в отличие от голливудских боевиков, у Альмодовара - ИГРАВШИЙ),
бахнутые старухи, несостоявшиеся изасилования, убивания заколкой для
волос любовников во время откровенно демонстрируемого полового акта и
проч., и проч.
Словом, если бы не явственно ощущаемая ирония, пародийность всего
действа, зритель - точно - мог бы подумать, что молодой Альмодовар изо
всех своих недюжинных сил пытается вырвать пальму первенства в испанском
кинематографе не только у Сауры, но, пожалуй, и у самого Бунюэля.
Последнее, впрочем, вряд ли возможно, а первое, по-моему, Альмодовару
решительно ни к чему.
Вообще же передать словами все это буйство красок, фантазии, иронии
и мешанины в фильмах последнего (пока) классика испанского кино
решительно невозможно. Почти столь же трудно пересказать сюжет. Вкратце
же он таков (оговорюсь, сюжет сам по себе почти ничего не скажет о
фильме). Некий сошедший с арены матадор, мужчина худощавый,
черноволосый, хромой на одну ногу и страшенный бабник, одним словом -
форменный Мефистофель, обучает теперь подрастающее поколение истинному и
истинно испанскому искусству изящно убивать быков на глазах у
почтеннейшей публики. Обожающий его ученик, зная или подозревая о том,
что Учитель-С- Большой-Буквы ныне утоляет жажду крови посредством
втыкания булавок уже не в быков, могущих порой дать чувствительной сдачи
обидчику, а в любовниц, сдуру и по причине тотальной угнетенности
мамашей фуриозо, решает принять на себя деяния учителя. Натурально, ему
никто не верит, но в тюрьме придерживают, заглядываясь на смазливого
будущего мачо. Заглядываются - все: от комиссара и добросердых тетенек
при участке до нас, зрителей. Действительно, хорош мальчишка!
У б/у тореадора, помимо страсти к убийству и коллекционированию
подружек (считай - трупов), имеется еще японская страсть к самоубийству
в объятиях адвокатессы, дамы столь же темпераментной и ненормальной, то
и дело использующей заколку для волос в качестве ритуального холодного
оружия. Дама эта одновременно защищает будущего Десперадо и зазывно
ускользает от жаждущего инвалида.
Так вот все означенные граждане стр-растной Испании и кружатся
полтора часа, то являя собой пародийные живые картины в духе
бунюэлевской "Виридианы", то бесконечно варьируя перипетии хичкоковского
"Наваждения", помалу вытанцовывая сарабанду к закономерному,
кр-ровавому, кр-расивому, эстетскому финалу этой прелестной комедии,
которую не испорченный излишними знаниями нормальный зритель с
удовольствием прочтет как эротический триллер. И будет по-своему
совершенно прав. Ваш же испорченный собственным излишним эстетством
рецензент все полтора часа восхищенно посмеивался и с ужасом хватался за
голову в самых, казалось бы, неподходящих эпизодах. Он просто
спохватывался: как же написать обо всем этом гениальном балагане?..
Да, вот ведь еще какая пародийная штучка. Насколько я знаю,
Альмодовар не грешит участием в собственных фильмах в качестве актера.
Да и триллеров, в общем, обычно не снимает. Здесь же он сыграл
эпизодическую рольку - этакого отвязного модного модельера в кудряшках,
прожженного и равнодушного, но внешне - всех любящего, всех обнимающего,
всех целующего, вне зависимости от пола и возраста. Автопародия?
Конечно. И конечно (коль скоро по формальным признакам эта комедия есть
триллер) - пародия на Хичкока, подобные эпизодические рольки
исполнявшего в своих триллерах всенепременно.
Блистательный фильм для взрослых. В чистом виде классика
постмодерна. Да что там - просто классика!