Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЦЕЗАРЬ И КЛЕОПАТРА

комедия
Продолжительность: 125
Великобритания 1946
Режиссер: Габриэль Паскаль
Продюсер: Габриэль Паскаль
Сценарий: Бернард Шоу (по собственной пьесе)
В ролях: Вивьен Ли, Клод Рэйнс, Стюарт Грейнджер, Элора Робсон, Фрэнсис Салливан, Бэзил Сидни, Сесил Паркер и др.
Музыка: Джордж Орик
Оператор: Ф.А. Янг, Роберт Краскер


25.11.2003

Старинный, немножко нарочито игрушечный (или просто он так теперь смотрится, поскольку намеренно театрален, да и снят почти полностью в павильоне) фильм по пьесе Бернарда Шоу, фильм якобы про взаимоотношения стареющего Цезаря и юной Клеопатры, а на самом деле - очередная версия излюбленной Шоу темы "художник и модель", или проще - вариация в костюмном антураже на тему "Пигмалиона".

Декоративный уровень картины 1946 года столь же грандиозен, а лучше сказать - помпезен, как и в экранизациях Шекспира, осуществленных в тот же период Лоренсом Оливье. Причина здесь прежде всего в том, что посредством этих историко-костюмных постановок британский кинематограф пытался отвоевать пальму первенства у Голливуда. С американским бизнесом, однако, соперничать бывает накладно (см. более позднюю американскую постановку "Клеопатры"), в результате Голливуд остался на своем лидирующем в коммерции месте, а вот британское кино, преодолев барочный искус, с появлением собственной "новой волны" вскоре заявило о себе во весь голос.

Что же касается "Цезаря и Клеопатры", то при современном просмотре этой ленты в глаза бросается прежде всего даже не тончайшее лицедейство Вивьен Ли, действительно королевы перевоплощения, даже не превосходная во всех смыслах работа Клода Рэйнса (который одновременно и Цезарь, и насмешка над Цезарем, и, может быть, был бы лучшем Цезарем в мировом кино, если бы со всей откровенностью не издевался каждым жестом над собственной ролью), а фирменная для Шоу легкая, непедалированная, но оттого не менее тотальная ирония над человеческой сущностью и человеческим обществом, зовись этот человек римским императором Юлием Цезарем, или английским филологом Хиггинсом, будь это общество - древнеегипетском двором, или лондонскими трущобами.

Не стану пересказывать фабулы картины, поскольку, во-первых, она варьирует общеизвестные исторические события (да и я ранее уже дважды рецензировал тему), а, во-вторых, является, в сущности, лишь внешним, поверхностным, так сказать, слоем, видеорядом. Фильм, повторяю, не о Цезаре и Клеопатре как таковых, но о взаимоотношениях художника и модели, отцов и детей, пожилого мужчины и молоденькой женщины, циника и простушки, об отношениях, по ходу и в итоге которых персонажи меняются местами таким образом, что модель, ученица, простушка во всем - хорошем и, главное, дурном - превосходит своего ментора. Все это такая, как сказал бы А. Грин, "отделка щенка под капитана", этакий роман воспитания, смешной и грустный, поскольку неизбежно приводит к печальному, в сущности, финальному умозаключению: человек, сколь бы ни был он умен и удачлив, есть в сущности своей неисправимая эгоистичная скотинка.

Именно таковой изображает свою героиню Вивьен Ли. Ее Клеопатра, не осмысливая сего пессимистического вывода, понимает его нутром, а мы, зрители, это понимание видим благодаря гению актрисы. Ну а Цезарь Клода Рэйнса, напротив, все о человеке, о самом себе давно уже постиг и потому лишен каких-либо иллюзий, даже и (тем паче) иллюзии о возможной счастливой любви. Оттого пылкость Клеопатры, поразбивавшись, как морские волны, о неприступную дамбу Цезаревой циничности, скоренько оборачивается житейской женской мудростью. И - какая там любовь, а уж тем более какие там грезы о мировом господстве!..

Но знаете, что особенно любопытно? Если отвлечься от Клеопатры и просто посмотреть на то, как Вивьен Ли играет переодетую в костюм египетской царицы Элизу Дулитл, сразу вспомнится Одри Хепбёрн в этой же роли, в голливудской экранизации мюзикла Ф. Лоу "Моя прекрасная леди" по мотивам "Пигмалиона". Вспомнится - и задумаешься, а не сознательно ли Хепбёрн, и без того внешне, в общем, похожая на Ли, повторяет-копирует-пародирует работу своей старшей современницы? Если так, то прелестная работа Одри Хепбёрн вдвойне интересна.

И еще - просьба к хорошо знающим старый кинематограф посетителям сайта. Подскажите мне, пожалуйста, где снимался Клод Рэйнс, есть ли фильмы с его участием в нашем сегодняшнем видеопространстве, и, если есть, где можно их достать?

Рецензия: В. Распопин