комедия Продолжительность: 125 Великобритания 1946 Режиссер: Габриэль Паскаль Продюсер: Габриэль Паскаль Сценарий: Бернард Шоу (по
собственной пьесе) В ролях: Вивьен Ли, Клод Рэйнс, Стюарт Грейнджер,
Элора Робсон, Фрэнсис Салливан, Бэзил Сидни, Сесил Паркер и др. Музыка: Джордж Орик Оператор: Ф.А. Янг, Роберт Краскер
25.11.2003
Старинный, немножко нарочито игрушечный (или просто он так теперь
смотрится, поскольку намеренно театрален, да и снят почти полностью в
павильоне) фильм по пьесе Бернарда Шоу, фильм якобы про взаимоотношения
стареющего Цезаря и юной Клеопатры, а на самом деле - очередная версия
излюбленной Шоу темы "художник и модель", или проще - вариация в
костюмном антураже на тему "Пигмалиона".
Декоративный уровень картины 1946 года столь же грандиозен, а лучше
сказать - помпезен, как и в экранизациях Шекспира, осуществленных в тот
же период Лоренсом Оливье. Причина здесь прежде всего в том, что
посредством этих историко-костюмных постановок британский кинематограф
пытался отвоевать пальму первенства у Голливуда. С американским
бизнесом, однако, соперничать бывает накладно (см. более позднюю
американскую постановку "Клеопатры"), в результате Голливуд остался на
своем лидирующем в коммерции месте, а вот британское кино, преодолев
барочный искус, с появлением собственной "новой волны" вскоре заявило о
себе во весь голос.
Что же касается "Цезаря и Клеопатры", то при современном просмотре
этой ленты в глаза бросается прежде всего даже не тончайшее лицедейство
Вивьен Ли, действительно королевы перевоплощения, даже не превосходная
во всех смыслах работа Клода Рэйнса (который одновременно и Цезарь, и
насмешка над Цезарем, и, может быть, был бы лучшем Цезарем в мировом
кино, если бы со всей откровенностью не издевался каждым жестом над
собственной ролью), а фирменная для Шоу легкая, непедалированная, но
оттого не менее тотальная ирония над человеческой сущностью и
человеческим обществом, зовись этот человек римским императором Юлием
Цезарем, или английским филологом Хиггинсом, будь это общество -
древнеегипетском двором, или лондонскими трущобами.
Не стану пересказывать фабулы картины, поскольку, во-первых, она
варьирует общеизвестные исторические события (да и я ранее уже дважды
рецензировал тему), а, во-вторых, является, в сущности, лишь внешним,
поверхностным, так сказать, слоем, видеорядом. Фильм, повторяю, не о
Цезаре и Клеопатре как таковых, но о взаимоотношениях художника и
модели, отцов и детей, пожилого мужчины и молоденькой женщины, циника и
простушки, об отношениях, по ходу и в итоге которых персонажи меняются
местами таким образом, что модель, ученица, простушка во всем - хорошем
и, главное, дурном - превосходит своего ментора. Все это такая, как
сказал бы А. Грин, "отделка щенка под капитана", этакий роман
воспитания, смешной и грустный, поскольку неизбежно приводит к
печальному, в сущности, финальному умозаключению: человек, сколь бы ни
был он умен и удачлив, есть в сущности своей неисправимая эгоистичная
скотинка.
Именно таковой изображает свою героиню Вивьен Ли. Ее Клеопатра, не
осмысливая сего пессимистического вывода, понимает его нутром, а мы,
зрители, это понимание видим благодаря гению актрисы. Ну а Цезарь Клода
Рэйнса, напротив, все о человеке, о самом себе давно уже постиг и потому
лишен каких-либо иллюзий, даже и (тем паче) иллюзии о возможной
счастливой любви. Оттого пылкость Клеопатры, поразбивавшись, как морские
волны, о неприступную дамбу Цезаревой циничности, скоренько
оборачивается житейской женской мудростью. И - какая там любовь, а уж
тем более какие там грезы о мировом господстве!..
Но знаете, что особенно любопытно? Если отвлечься от Клеопатры и
просто посмотреть на то, как Вивьен Ли играет переодетую в костюм
египетской царицы Элизу Дулитл, сразу вспомнится Одри Хепбёрн в этой же
роли, в голливудской экранизации мюзикла Ф. Лоу "Моя прекрасная леди" по
мотивам "Пигмалиона". Вспомнится - и задумаешься, а не сознательно ли
Хепбёрн, и без того внешне, в общем, похожая на Ли,
повторяет-копирует-пародирует работу своей старшей современницы? Если
так, то прелестная работа Одри Хепбёрн вдвойне интересна.
И еще - просьба к хорошо знающим старый кинематограф посетителям
сайта. Подскажите мне, пожалуйста, где снимался Клод Рэйнс, есть ли
фильмы с его участием в нашем сегодняшнем видеопространстве, и, если
есть, где можно их достать?