драма Продолжительность: 101 Испания 1995 Режиссер: Педро Альмодовар Продюсер: Августин Альмодовар Сценарий: Педро Альмодовар В ролях: Мариса Паредес, Хуан Эчанове, Кармен Элиас, Росси де Пальма, Чу
Лампреаве, Кити Манвер и др. Музыка: Альберто Иглесиас Оператор: Альфонсо Беато
25.11.2003
Об этом фильме Альмодовара писать непросто. Во-первых, потому, что
в нем практически отстуствует привычная карнавальная эстетика режиссера,
во-вторых, потому что сюжет картины укладывается в один абзац. Вот он.
Жила-была немолодая испанка - писательница, под различными
псевдонимами поставляющая романы и сценарии из серии, скажем, "Шарм",
"Страсть" и т.п. Сама по себе эта писательница была намного интереснее,
глубже и умнее того, что сочиняла. Настолько глубже и умнее, что свою
работу ненавидела, так ненавидела, что сама на себя под другими
псевдонимами сочиняла пародии и разгромные рецензии. Неудовлетворенность
работой усугублялась разладом с мужем, НАТОвским офицером, и в один
прекрасный момент героиня решила свести счеты с жизнью, наглотавшись
таблеток. Как говорит русская поговорка, умереть не умерла, только время
провела, однако провела его не напрасно, ибо после возвращения на свет
Божий почувствовала вкус к жизни, переосмыслила мир и себя в нем,
увидела, что окружают ее, в общем-то, не такие уж и плохие люди.
В сущности, это все. Прочее - не сюжет, а содержание, которое тоже,
пожалуй, не богато разносторонностью, но достаточно глубоко и вполне
серьезно, обходится без всякого эпатажа и сексуальных перверсий,
обыкновенно присущих текстам Альмодовара. Это - история бессмертной (у
кошки - девять жизней) женской души, это - современная Анна Каренина,
которую паровоз не переехал, а, оглушив, отшвырнул на перрон. Или же это
героиня раннего Бергмана, героиня, которой еще неизвестны достоевские
падения и взлеты в бездну.
Много сказано и стало уже общим местом, что, дескать, никто не
исследует тайны женской психики лучше, чем художники-гомосексуалисты.
Вряд ли это утверждение так уж верно, ведь ни Толстой, ни Бергман (а кто
глубже них разобрался в женщине - вечной и современной?) к сексуальным
меньшинствам не принадлежат. Альмодовар, однако, действительно к женщине
и внимателен, и справедлив, и что-то особенное, другими исследователями
упущенное, в ней подметил. В данном случае он рассказал о
женщине-художнике, о Галатее, которая сама себе Пигмалион. Рассказал в
жанре драмы на грани с мелодрамой при помощи еще одной замечательной
европейской актрисы, Марисы Паредес (открывать которых мировому зрителю
он великий мастер), актрисы не только темпераментной, но, по-видимому, и
умной, прекрасно понявшей, чего именно от нее хочет режиссер.
Один только эпизод в начале картины, когда героиня просит
проходящего мимо юношу снять с нее узкие - можно сказать, форменные
"испанские" - сапоги, исполнен - и на уровне сценария, и на уровне
актерской игры - одновременно потаенной иронии (ведь писательница носит
заведомо жмущую ей обувь для того, что представить, как мучается ее
героиня) и такого сочувствия, такого человеколюбия, что сразу же
покоряет зрителя, а кроме того не может не напомнить ему лучший,
наверное, фильм режиссера - "Чем я заслужила такое?".
Иными словами, "Цветок моей тайны" - светло-печальная, чистая песнь
о женщине - страдающей и прекрасной, о женщине как матери, создательнице
всего живого. И в этом смысле картина, конечно же, есть не что иное, как
автобиографическая поэма Альмодовара, поскольку ведь всякий художник
есть родящий создатель, индивидуум одновременно счастливый и страдающий,
о чем никакой другой человек, мужчина, просто мужчина, пожалуй, даже и
не представляет. А представляют (то есть понмают Альмодовара-художника)
лишь женщины, его Галатеи. Потому он их и воспевает.
В целом этот фильм испанского маэстро, пожалуй, уступает его ранним
работам "Чем я заслужила такое?" и "Женщины на грани нервного срыва",
однако символизирует новый этап творчества режиссера, более глубокий
психологически, более скупой в средствах, пожалуй, даже аскетичный.
Недаром же пылкий южанин Педро Альмодовар так часто признается в своей
любви к творчеству сурового скандинава Ингмара Бергмана.