драма Продолжительность: 104 СССР 1967 Режиссер: Александр Аскольдов Продюсер: Сценарий: Александр Аскольдов (по рассказу Василия
Гроссмана "В городе Бердичеве") В ролях: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса
Недашковская, Людмила Волынская, Василий Шукшин и др. Музыка: Альфред Шнитке Оператор: Валерий Гинзбург
25.11.2003
Запрещенный советской цензурой шедевр поэтического, философского и
в какой-то мере политического кинематографа. Единственный фильм
режиссера Александра Аскольдова, по суду объявленного профнепригодным и
в дальнейшем вынужденного заниматься организацией массовых шоу, типа
телевизионных концертов Пугачевой. Поднятый из архивной пыли спустя
двадцать лет, фильм триумфально обошел мировые экраны и принес
международную известность Нонне Мордюковой, менее чем за два часа
экранного времени сыгравшей сначала почти вочеловечение (а затем
окончательное развоплощение) почти дьяволицы почти в Богоматерь. Кроме
прочего, "Комиссар" Аскольдова - в какой-то мере полемический ответ
картине 1963 г. "Оптимистическая трагедия" (реж. С. Самсонов) по пьесе
Вишневского, безальтернативно воспевающей красную фурию.
В основу ленты положен рассказ полузапрещеннного тогда писателя
Василия Гроссмана, рассказывающий не о романтике революции, но о
реальной правде гражданской войны, уничтожающей в первую очередь отнюдь
не классы, а живых людей.
Забеременев от погибшего соратника по борьбе и пропустив все
мыслимые сроки, когда еще можно сделать аборт, пламенная революционерка
и красный комиссар Клавдия Вавилова (Н. Мордюкова) останавливается
рожать в южном еврейском городишке Бердичеве, где ревкомандир (В.
Шукшин) "подселяет" ее в хибару (иначе не скажешь) многодетного еврея,
работяги-золотые руки Ефима Магазанника. (Эта роль Ролана Быкова,
возможно, лучшая в его блистательной актерской биографии, а кроме того,
здесь он, как можно понять, варьирует созданный им же в фильме А.
Тарковского "Андрей Рублев" типаж скомороха, умного юродивого,
трагического шута, варьирует, полностью переменив психологические и
даже, сколь ни кажется это невероятным, физиогномические акценты).
Посопротивлявшись больше для виду (ибо сопротивление властям и вообще
бесполезно, а в гражданскую - смерти подобно), этот "веселый нищий"
уступает комиссарше и свою комнату, и свою кровать, а узнав, что женщина
беременна, принимает ее как родную. С тем же сердоболием встречают
постоялицу жена Ефима и его почти бессловесная мать.
Без помощи этих людей, обыкновенно с презрением называемых белыми
обывателями, красными же - "несознательными элементами", "мадам
Вавилова", ни бельмеса не смыслящая ни в чем, кроме революции, пожалуй
что и не разродилась бы. А глядя на обычную жизнь обездоленной семьи, не
унывающей, однако, благодаря детским играм юных Магазанников,
неискоренимому жизнелюбию Ефима, неброской красоте, добросердечию и ни
на миг не прекращающимся домашним хлопотам его жены, комиссарша
неожиданно постигает истинный смысл жизни - в самой жизни, в любви, в
труде, в заботе о ближнем. Постигает и постепенно вочеловечивается,
кормя своего младенца, напевая ему колыбельные... Однажды, утратив уже
революционный пыл (в идее тоже, конечно, справедливый - ради таких же
вот, ради ЭТИХ людей осуществляемый), уже вочеловечившись в женщину и
мать, Клавдия идет с младенцем по городу в поисках православного
батюшки. Но ей встречается лишь раввин. Она, революционерка, уже готова
окрестить младенца (и тем возвыситься до некоего символического
воплощения Богоматери), но еще не готова (революционерка!..) совершить
этот обряд в иной конфессии.
Дитя останется нехристем. К лучшему ли? Лишь на первый взгляд, лишь
потому, что поход Вавиловой с дитятей на руках в поисках церкви
фантасмагорически превращается в исход всего местечка на заклание -
грядущая через четверть века участь еврейского населения местечка, ныне
переходящего от красных к белым, но, быть может, предчувствующего свою
судьбу в гитлеровской оккупации.
К лучшему ли, однако?.. Дитя комиссарши будет собственноручно
отдано матерью на заклание, ибо красные отступают, теснимые то ли
белыми, то ли бандой какого-то батьки. (Отступление, конечно, временное,
но этого времени противоборствующей стороне хватит для того, чтобы
казнить и "мадам Вавилову", если она не поспешит вслед за своими, и
приютивших ее, ни в чем, кроме человеколюбия, не повинных Магазанников.
Недаром их ребятишки мучают сестренку, изображая из себя усатых атаманов
с деревянными маузерами.) Комиссарша уходит - бежит! - из городка
последней, втайне, быть может, надеясь, что если она догонит своих,
бросив русского младенца на руки еврейской семьи, он, ее сын, как-нибудь
не погибнет, как-нибудь укроют, спасут его Магазанники... Надежды
призрачны, и Вавилова это почти понимает, и точно понимаем мы, потому
что ничего уже не остается в ее облике ни от Богоматери, ни просто от
матери. Исчезает даже и "мадам Вавилова" - вслед за отступающим отрядом
красноармейцев, задыхаясь и потрясая маузером, бежит оступившаяся
комиссарша: догнать, искупить, убивать.
"Стойте, подождите, черти!" - молча кричит она. А "черти"
отступают. Пока. Черти ли? Наверное, все-таки черти. Потому что какие же
нормальные люди, какие мужики станут косить литовками пустынные пески
(один из самых страшных символов картины). Потому что дело человека -
продолжение жизни, а не ее уничтожение. Потому что кто, в сущности, она
сама, Клавдия Вавилова, как не "валькирия революции" - читай ведьма
войны. Потому что битва гражданской войны и есть поле боя между добром и
злом, поле, на котором сражаются не красные и белые, а воинства неба и
ада, скорее даже ада и ада, а Бог... "А Бог молчит", как в известной
песне. Но молчит ли?
- Вот он, Мой лик, Клавдия, - молча говорит Бог, - указывая ей (и
нам) сперва на обнаженные крохотные почти "пипки" магазанниковских
ребятишек и сразу вслед - сравни, женщина! - на стальное, нагло
задранное к небу дьявольское пушечное жерло.
- Вот он, Мой лик, жена, - повторяет Господь, указывая комиссарше
на Ефима Магазанника, человеко- и чадолюбивого неунывающего работягу, на
его верную завету первоматери печальноокую вечную спутницу в горе и
радости и на его безмолвно творящую добро мать...
- Вот он, Мой лик, матерь, - молча говорит Бог, - сопя крохотным
носиком новорожденного сына революции.
Но комиссар Клавдия Вавилова, не сумевшая ни обратить в свою веру
Ефима Магазанника, ни отказаться от призрачных идеалов во имя истинного
предназначения женщины, ни окрестить сына, ни даже уберечь его в память
о своей великой военно-революционной любви, комиссар Вавилова Бога не
услышала. И не услышит, несчастная, уже никогда.