балет Продолжительность: 68 СССР 1982 Режиссер: Александр Белинский, Владимир Васильев Продюсер: Сценарий: Александр Белинский (по мотивам рассказа А.П. Чехова "Анна на шее") В ролях: Екатерина
Максимова, Владимир Васильев, Гали Абайдулов, Джон Марковский, Анатолий
Гридин, Марат Даукаев и др. Музыка: Валерий Гаврилин Оператор: Генрих Мараджян
25.11.2003
Думаю, нет необходимости пересказывать здесь содержание
классического рассказа А.П. Чехова "Анна на шее". Он, насколько мне
известно, входит в школьную программу, и, следовательно, хотя бы на
уровне сюжета всем известен.
Особенностью балета, написанного Валерием Гаврилиным по мотивам
чеховского рассказа, является необыкновенно точное и глубокое для жанра
следование первоисточнику.
В картине, поставленной совместно известным режиссером Александром
Белинским и знаменитым балетмейстером Владимиром Васильевым, оно,
следование первоисточнику, еще более углублено и, я бы сказал, расширено
за счет визуальных отсылок как к старой, 50-х годов, экранизации
рассказа (более всего в эпизодах, где занят сам Владимир Васильев,
играющий - sic! не столько танцующий, сколько именно играющий, отца
героини), так и - что еще интереснее - к фильмам эпохи "великого
немого", в частности, к козинцевской экранизации (по сценарию Ю.Н.
Тынянова) "Шинели" Гоголя. Помните, "все мы вышли из Гоголя"? Так оно и
есть. Справедливость этой сентенции становится особенно очевидной, когда
мы видим эпизод с гоголевско-грибоедовскими коллежскими асессорами
("Людишки - пишущая тварь"), так сказать, за работой. Во всей
человеческой простоте и мерзости.
Вообще все-все дивные танцовщики (и Максимова, "возрастная", но не
по возрасту легкая, и Васильев, и особенно Абайдулов - истинный премьер
фильма) здесь прежде всего и даже более всего именно драматические
актеры. Как им удалось то, что им удалось, то есть станцевать и сыграть
одинаково потрясающе, а в итоге создать незабываемые образы, - сия тайна
велика есть. И я не буду даже пытаться ее разгадывать, ибо тайна эта,
может, известна Белинскому и Васильеву, а может, и им самим неизвестна.
Может быть, подарена исполнителям дивной музыкой В. Гаврилина, а может,
сообщена духом самого Антона Павловича. Во всяком случае, что бы ни
говорил Чайковский о вдохновении в том смысле, что оно есть на 95
процентов - труд, не поверим гению: истинное вдохновение, порождающее
бессмертные произведения, - от Аполлона. По крайней мере, в "Анюте" -
точно от Бога.
Посему не стану больше ни восторгаться, ни пытаться анализировать
(в балете я мало что понимаю, "Анюту" же каждый раз смотрю как
завороженный). Да и надо ли поверять гармонию алгеброй? Фильм велик и
бессмертен, как бессмертны все десять муз.