ТВОИ РУКИ НА МОЕЙ ЗАДНИЦЕ (LAISSE TES MAINS SUR MES HANCHES)
сентиментальная комедия Продолжительность: 103 Франция 2003 Режиссер: Шанталь Лоби Продюсер: Клод Оссар Сценарий: Шанталь Лоби В ролях: Шанталь Лоби, Росси де Пальма, Клод Перрон, Ален Люк, Ален Шаба, Жан-Юг
Англад, Армей Дейч, Жан-Пьер Мартен и др. Музыка: Сальваторе Адамо, Фредерик Талгорн Оператор: Тецуо Нагата
25.11.2003
Пошловатое название (увы, не владея французским языком, я не могу
судить о точности перевода) не соответствует легкой, воздушной, чуть
элегичной ауре этой милой картины, повествующей о жизни стареющей
незамужней актрисы, от которой уходит на жительство к жениху выросшая
дочь. Впрочем, название - скорее всего, "говорящая" цитата из какой-то
популярной песни, из тех, что в изобилии звучат за кадром, делая фильм
еще очаровательнее и элегичнее.
По жанру картина Шанталь Лоби - несомненно комедия, местами
остроумная, но по большей части лирическая, комедия даже не нравов, а
"человеческая комедия" в том смысле, какой придавали этому выражению
Бальзак и Готье, правда, сочиненная и поставленная женщиной и потому
представляющая весь парижский мир и людей - в нем актеров, в смягченном
варианте.
По содержанию - это история непростой, но разделенной и в конечном
счете счастливой любви 50-летней француженки и молодого татарина, их
взаимоотношений друг с другом и с окружающими друзьями и родственниками.
Эти отношения двух миров - молодого и старого, христианского и
мусульманского, трудового артистического и просто трудового - происходят
преимущественно на фоне вечернего и ночного Парижа, мировой столицы
культуры, города-сказки, города-мечты. Париж, быть может, здесь и
заглавный герой, и добрый волшебник. А сказка с добрым волшебником,
разумеется, не может не иметь счастливого конца.
Лично меня в картине больше всего поразила простота, легкость,
естественность, с которой влюбляются и сходятся на равных люди
совершенно разных поколений и культур, символизирующая, конечно,
стремление современного человека не только к личному счастью, но к
пониманию, контакту, восстановлению утраченных человеческих и
общественных связей, то есть к преодолению экзистенциального и
экзистенциалистского векового, раз навсегда предрешенного одиночества,
маркировавшего собой все художественное пространство второй половины ХХ
века. В этом смысле "Твои руки...", конечно, не первая ласточка, однако
картина ярко и наиболее последовательно среди прочих отстаивающая личный
и социальный гуманизм, к которому обратилось искусство начала нового
столетия. Дай бы Бог - надолго.
Эстетически же этот вполне серьезный фильм со странным для слуха
людей моего поколения названием почти безупречен, а если и есть в нем
какие-то вкусовые погрешности, они ускользают от внимания, околдованного
безупречной этикой. Актерские работы, особенно работы самой Шанталь
Лоби, Росси де Пальма, играющей подругу героини, и Жана-Юга Англада,
исполняющего роль ее партнера по театру, также превосходны. О
музыкальном оформлении я уже говорил выше, а камера просто завораживает.
Превосходный фильм. С удовольствием рекомендую его взрослым
зрителям, и не потому, что картину нельзя смотреть детям, а потому что
ее проблематика предполагает у зрителя наличие собственного жизненного
опыта.