психологический триллер Продолжительность: 87 Испания 2002 Режиссер: Лаура Манья Продюсер: Хулио Фернандес, Даниэль Мартинес де Обрегон Сценарий: Фернандо де Фелипе (по книге Харри
Гальцерана) В ролях: Дарио
Грандинетти, Гойя Толедо, Фернандо Гуиллен, Эрик Боникатто, Бланка
Апиранес, Кармен Маура и др. Музыка: Франциск Хенер Оператор: Хавьер Хименес
25.11.2003
Мощнейший, глубоко психологический и одновременно очень динамичный
триллер - давненько такого не было. Фильм сняла Лаура Манья, испанский
режиссер, о котором я уже отзывался в превосходных тонах (см. рецензию
на фильм "Секс из состраданья"). Могу только повторить восторженные
восклицания, даже, пожалуй, добавив громкости, ибо "Слова убийцы" -
столь же замечательная работа в принципиально ином жанре, что, сами
понимаете, лишний раз говорит о профессиональном мастерстве автора.
Картина повествует о маньяке, нет, сумасшедешем, нет, совершенно
здоровом и к тому же интеллигентном человеке - профессоре эстетики, об
убийце 17 человек, или только двоих, или вообще никого, о мстителе, нет,
все-таки маньяке, нет, злодее, нет, все-таки мстителе, ведущем
блистательную игру с полицией и зловещую игру с бывшей женой... Больше
ни слова о сюжете.
Скажу о содержании, о том, какую игру ведет с нами Лаура Манья.
Прежде всего, в ее фильме, вообще говоря, нет жертв, ибо потенциальные
(или все-таки реальные) жертвы участь свою вполне заслужили. Во-вторых,
"Слова убийцы" - постмодернистское кино, то есть культурная пародия, или
вариация на одну из магистральных тем масскульта, причем пародирует Л.
Манья прежде всего классические образцы жанра. Так, в числе объектов ее
внимания не просто весь ряд триллеров о маньяках, но главным образом
"Психоз" Хичкока и "Коллекционер" Фаулза (последний - сам и пародия, и
одновременно классический философский текст), но ведь и не только.
"Слова убийцы" - пародия, между прочим, и на "Графа Монте-Кристо", в
каком-то смысле развенчание романтического типажа благородного мстителя.
Еще того больше, "Слова убийцы" - издевка над фрейдизмом, над институтом
психоанализа, поскольку главная жертва, так и хочется сказать - главная
стерва, по профессии как раз психоаналитик. И сеанс принудительного
психоанализа, который устраивает ей бывший муж, наглядно демонстрирует
профессиональную беспомощность героини, да и вообще бессмысленность
этого занятия.
Кроме того, "Слова убийцы" - это своего рода театр для двух
актеров, ироничные "Сцены из супружеской жизни", а еще и, можно сказать,
моноспектакль, поскольку все окружающие актера Дарио Градинетти - не
более чем статисты, подыгрывающие солисту. Присмотритесь к этому актеру
- по-моему, он фантастически талантлив.
Можно было бы еще и еще размышлять здесь об интертекстуальности
картины (интертекстуальности, судя по второму уже увиденному мной
фильму, вообще определяющей образцово каллиграфический - иначе не
скажешь - почерк Лауры Маньи), однако сделать это без раскрытия сюжетных
загадок не представляется возможным.
В заключение еще два слова. Я уже говорил, что на фоне Дарио
Градинетти все остальные актеры смотрятся статистами. Так, конечно,
задумано автором. Но, к сожалению, в этом плане, как мне кажется,
слишком слабой выглядит исполнительница роли главной жертвы, а ведь та,
по идее, не только представляет высмеиваимую профессию психоаналитика,
но олицетворяет еще и столь же набившую оскомину бизнес-леди, а кроме
того, будучи супругой маньяка-мстителя, которую он не может не любить,
потому и... В общем, в этих сценах из супружеской жизни мне не хватило
Лив Ульман из "Сцен из супружеской жизни" бергмановских. Но, может быть,
тогда это было бы совсем другое кино.
Рецензируемое же кино - "Слова убийцы" - посмотрите обязательно. Не
могу, однако, не добавить: превосходный фильм Лауры Маньи обращен именно
и только к взрослым зрителям.