Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




РАДОСТИ И ПЕЧАЛИ МАЛЕНЬКОГО ЛОРДА

мелодрама
Продолжительность: 90
Россия 2002
Режиссер: Иван Попов
Продюсер: Михаил Зильберман, Игорь Толстунов, Александр Атанесян
Сценарий: Галина Арбузова, Владимир Железников (по повести Ф.А. Бернетт "Маленький лорд Фонтлерой")
В ролях: Алексей Веселкин, Станислав Говорухин, Ольга Будина, Олег Шкловский, Николай Волков, Сергей Газаров, Алена Хмельницкая, Екатерина Васильева и др.
Музыка: Вадим Биберган
Оператор: Александр Антипенко


02.12.2003

Сыновья старого, самодурственного лорда пошли не в папашу. Старший спился, младший сделался капитаном, женился по любви на простой американке и рано помер. Закаменевший душой старик живет в окружении вышколенных слуг в родовом поместье, в Англии, а в Америке, можно сказать, на улице, растет очаровательный, добросердечный, вежливый и любвеобильный восьмилетний внук. Живет себе не тужит, покуда за ним не приезжает дедушкин адвокат. В одночасье голоштанный парнишка становится наследником славы и богатства древнего рода, должен покинуть демократичную Америку и вселиться - отдельно от горячо любимой матушки - в фу-ты ну-ты лордово поместье, дабы осваивать премудрости аристократического образования и воспитания, а заодно и растопить ледяную душу деда. Что он с присущей ему естественной добротой и проделывает, покуда не является в поместье прохиндей, претендующий по возрасту быть первоочередным наследником...

Существует известная и - честно! - замечательная по сравнению с литературным первоисточником, достаточно давняя, но нередко показываемая по ТВ английская экранизация этой повести Ф. Бернетт, с Алеком Гиннесом в главной роли старого лорда. Молодой отечественный режиссер Иван Попов решил, видимо, посоревноваться с Западом. И почти не проиграл. Но в искусстве "почти" - сами понимаете, увы, не мало.

Дело даже не в сравнении, скажем, Говорухина с Гиннесом. Сам по себе Говорухин хорош. Только вот, ну, не лорд он. Во всяком случае, дворецкий в исполнении Николая Волкова - куда больше лорд, чем Говорухин. А вот Будина - точно проигрывает британской актрисе, потому что нисколько не романтична, Шкловский же, нет, не проигрывает Портеру, потому что мастерски его, Портера, копирует, да еще успевает чуть-чуть как бы посмеяться над всей этой старинной сентиментальностью. Не проигрывает британскому визави и собачка - собачки, они, знаете ли, воообще никогда не проигрывают, потому что не играют - живут себе и живут, хвостом помахивают. Не проигрывают западному образцу ни мальчишка, ни лошадка, ни пейзане, ни сценарий, ни музыка, ни камера, ни, пожалуй, и постановка. Да и не в сравнении дело, как я уж сказал.

Дело в том, что, сдается мне, не ко времени эта политкорректность и эта экранизация вековой давности книжки для плаксивых девочек, а пуще - для их бабушек, книжки весьма посредственной и заведомо нереалистичной, этакой Чарской на западный манер. Не ко времени и не к народу. Мы и вообще-то больше склонны в Геккльберри Финнов поиграть, чем в маленьких лордов, а уж нынче и подавно знаем: не про нас все это, не для нас (как, кстати, и не для Геккльберри Финна, если кто помнит). Может, правда, для новорусских, но и те ведь больше в "карты, деньги, два ствола" дуются.

Как бы резюмировать? Пожалуй, так: девочки и бабушки покуксятся, всех прочих прошу к столу - очередная порция "Бригады" подана.

Рецензия: В. Распопин