историческая драма Продолжительность: 70 СССР 1925 Режиссер: Сергей Эйзенштейн Продюсер: Сценарий: Сергей Эйзенштейн, Нина
Агаджанова В ролях: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий
Александров, Михаил Гомаров, Иван Бобров, Андрей Файт и др. Музыка: музыка из произведений Дмитрия
Шостаковича Оператор: Эдуард Тиссэ
03.12.2003
"Действует, как драма, а построен, как хроника", - говорил о
"Броненосце" Сергей Эйзенштейн. Так и было. Сначала Эйзенштейна
пригласили для постановки эпизода из планирующегося фильма "1905 год" по
сценарию Нины Агаджановой, затем, в процессе работы, эпизод разросся до
целой картины, затем "Броненосец" (корабль и фильм) поднял красный флаг
(который режиссер раскрашивал от руки покадрово) и покорил весь мир.
Ныне он считается не просто абсолютной классикой, но и лучшим фильмом
мирового кино.
Считается, а как смотрится? Как документальная хроника, временами
взрывающаяся художественной драмой. Причем восторженное, восхищенное
впечатление вызывает не революционная патетика, наповал убивавшая
отечественных и зарубежных зрителей прошлой эпохи, то есть не идеология
как привычное содержание, а именно зрелище - форма, становящаяся на
глазах содержанием.
Эпизоды "Броненосца" поглавно и покадрово растасканы на цитаты,
наверное нет такого человека, даже из молодого поколения, кто в той или
мере не был бы знаком с этой картиной. Кроме того, насколько мне
известно, восстание на "Потемкине", как тема, не выкинуто из школьной
программы, поэтому на сюжете фильма я не буду останавливаться.
Совсем немного скажу только о своих впечатлениях. Похоже, что
новаторские принципы монтажа, как главного художественного приема,
рожденного гением Эйзенштейна, остаются новаторскими и сегодня, восемь
десятилетий спустя после выхода картины в свет. То, что произошло
(вернее, то, как это показано) на одесской лестнице с людьми и особенно
после - с каменными львами, защищающими военно-морской штаб ("Господа, в
нас - в НАС, ЦАРЕЙ! - стреляют!" - изумленно взревывают их немые пасти и
говорящие, проснувшиеся после вековой уверенности в мирном барственном
сне глаза), - неповторимо, какой бы технической высоты ни достигал
кинематограф. И - живо, какими бы порой заидеологизированными и
устаревшими ни казались другие части ленты. Здесь, на лестнице, и там,
возле штаба, живое яростно умирает и мертвое изумленно оживает. И,
увидев однажды, этого невозможно забыть, как невозможно вновь и вновь не
поражаться гармонии соединения в единое целое искуственного и
естественного, сколько бы раз ты не пересматривал фильм Эйзенштейна.
Есть ценности непреходящие, к какой бы устаревшей идеологии ни
принадлежали. Потому-то они и называются классикой.
Примечание. Лицензионная кассета с записью фильма предоставлена
рецензенту библиотекой первой новосибирской гимназии.