драма Продолжительность: 108 Россия 2003 Режиссер: Андрей Звягинцев Продюсер: Дмитрий Лесневский Сценарий: Владимир Моисеенко,
Александр Новотоцкий В ролях: Владимир Гарин, Иван
Добронравов, Константин Лавриненко, Наталья Вдовина и др. Музыка: Андрей
Дергачёв Оператор: Михаил Кричман
09.12.2003
Серо-голубой, облачный, заунывный, как вся российско-человеческая
жизнь, северный приморский городишко. Два брата-подростка, помладше и
постарше, Иван и Андрей. Мама. Бабушка. Соседская шпана. Мальчишеские
игры на удальство: прыгнул с офигенной вышки - нет, не герой, но достоин
быть в стае. Не прыгнул - козел и слабак. Старший прыгает, младший -
нет. Сидит и мерзнет на вышке, как на Голгофе, до вечера, пока мама не
приходит на выручку. Но все это не значит, что старший - герой, а
младший - слабак.
Брат Иван - человечек с характером. И уж во всяком случае он не
собирается следовать воле отца своего, который отсутствовал двенадцать
лет, а теперь вот взял да и появился зачем-то откуда-то. Зачем и откуда
- нам никто не объяснит. Да и вообще никто и ничего в этом тексте нам
объяснять не будет. И рассказывать не будет, будет - показывать. И
намекать.
Намек первый уже был - вышка как Голгофа (она еще, кстати,
повторится - именно как Голгофа, но - наизнанку). А если есть Голгофа,
значит должен быть и Христос. Христа, однако, не будет. Да и не может
его быть (но - должен!) в нашей прошедшей вековую школу насильственного
атеизма реальности. И в неореальности тоже. Последнее - не просто так к
слову пришлось, а явствует из всей эстетики картины, не говоря уж об
этике... А с чего и начинать талантливому, кстати, не столь уж молодому
по возрасту режиссеру, которому есть что сказать? Разумеется, с
неореализма, отчасти итальянского, отчасти отечественного образца.
Творит-то он после бури. Как в 60-х. Как шестидесятник. Да и ведь как ни
называй сегодняшний период нашей истории - все получается "после бури".
Вернемся к намекам. Подравшись не в пользу старшего брата (!) и
совершив забег до дому (в этому забеге, кстати, сначала старший, Андрей,
гнался за младшим, Иваном, а потом вышло как будто бы все наоборот - сие
есть тоже намек, даже и не намек, а почти прямое высказывание: старший -
не всегда сильнейший), мальчишки находят в собственной квартире сухо
поджавшую губы бабушку и впавшую одновременно в строгость и
растерянность мать. Последняя сообщает им известие о возвращении отца.
Какого еще отца?!. Прежде чем ребята начнут обсуждение известия, им (и
нам) отца покажут - с ног, спящим, небритым, лежащим в позе мертвого
Христа с картины Андреа Мантенья. Вопрос: зачем этот ракурс? Затем,
чтобы на протяжении всего оставшегося экранного времени ассоциацию
опровергать, выворачивать наизнанку: отец если и будет символизировать
Бога, то уж никак не Сына. Затем, видимо, что Бог умер, почил. А если и
проснется - то не Богом. А если и Богом - то не любящим кротким Христом,
а суровым Иеговой.
Но - дальше. С утра, с первого совместного завтрака (ночью
мальчишки обсуждали, конечно, возвращение, и "мелкий" спрашивал Андрея,
откуда этот отец взялся и, главное, зачем, а в ответ получал стандартно
старшее - когда страший сам не знает ответа на вопрос: приехал) где-то
отсутствовавший всю сознательную ребячью жизнь мужик начинает "отделку
щенков под капитанов", ломая пацанов через колено. Андрей, то ли в
символическое оправдание своего через новозаветную историю пропущенного
имени, то ли помня что-то из младенчества, то ли просто по характеру
более склонный к компромиссам, то ли - что всего вернее - по возрасту
более нуждающийся в мужском образце для подражания, подчиняется воле
возвратившегося; Иван - организует сопротивление (так и хочется написать
с большой буквы - Сопротивление), замкнувшись в себе. Оказывается,
невозможное возможно.
Отец - точно, крутой мужик, ибо не встречет со стороны женщин и
намека на возражение по поводу своего безальтерантивного решения, когда
- как будто и не блудил где-то двенадцать лет - усаживает мальчишек в
"Жигуль" и везет их в поход. Куда? Братья думают, что на рыбалку. Однако
- больше: по дороге жизни, такой, какой представляет ее себе
воспитатель. То и дело подставляя старшего из братьев (заставляя его -
всё для подростка, конечно, впервые - выпивать, искать в чужом городе
ресторан, расплачиваться с официанткой, в одиночку разбираться с
малолетними грабителями) и безуспешно борясь с младшим, ни в какую не
желающим исполнять ни единого из отцовских требований, он выказывает то
настырное желание овладеть волей сыновей, то полное ими небрежение,
вплоть до того, что, получив какое-то известие по телефону, отправляет
пацанов с полдороги домой. Одних. Мол, не маленькие, доедете в
междугороднем автобусе, у меня неотложные дела.
Взаправду ли это? Или тоже метод воспитания настоящих мужчин? Как
уже было сказано, нам ничего не объясняют. Но, вероятнее всего, именно
метод, поскольку в конце концов отец привозит сыновей к морю и
заставляет смолить старую лодку, чтобы переправиться на остров. По пути
отказывает мотор, и мальчишки не без труда, но с успехом осваивают
греблю. Гребля - это, кстати, пожалуй, единственная вещь, которую
непокорный Иоанн воспринял от отца своего.
На острове разыгрывается трагедия. Противостояние отца и младшего
сына обостряется, и Андрей оказывается как бы между двух огней, двух
воль. Побеждает в этой войне воля Ивана, сперва заставившего старшего
брата ослушаться отца, а затем ударившегося в бега. Бегство вновь
приводит к вышке (заброшенному маяку) - Голгофе, на которую будто бы
боящийся высоты мальчишка взлетает с отчаянными рыданиями, угрожая
наконец-то всерьез испугавшемуся и пытающемуся догнать его отцу
броситься вниз.
Люди - не боги. Иоанн - не Иисус. Сын - не Спаситель. Отец - не
Создатель. На этой Голгофе вполне прозаично и вполне случайно
погибает... отец, в противостоянии с ребенком столкнувшийся, вероятно, с
самим собой, столкнувшийся и потерпевший поражение от мальчишки по имени
Иван (а вот интересно, Слово Божье не потерпело ли поражения в слове
Иоанна?), но в старшем сыне, совсем на него не похожем, успевший посеять
ростки мужества. Во всяком случае, суровая воля отца и ответственность
старшего за младшего проступают в чертах и поступках Андрея, когда
именно ему приходится организовывать последнее и, может быть, главное
возвращение из нескольких, предложенных в картине, заставляя выйти из
истерики и психологического ступора Ивана и вместе с ним волоча к лодке
труп родителя.
Почему - труп (кстати, в итоге тонущий, как бы снова - теперь на
глазах - исчезающий из жизни детей, и одних ли детей)? Зачем вообще
погибает отец, не только ведь проявивший жестокость, но и испугавшийся
за сына, но и вложивший (даже невзирая на полное неприятие Ивана,
совершенный его отказ от предлагаемой отцом версии веры-надежды-любви) в
ОБОИХ мальчишек нечто, о чем младший из них еще не подозревает?
Потому все-таки, что Бог умер. Грозный бог, Отец. И потому еще, что
нельзя дважды вступить в одну и ту же воду...
В один голос критики говорят о притчеобразности картины. Что ж,
возможно, так оно и есть, хотя мне кажется, что следовало бы говорить об
иносказании. Притча же, если есть вообще, задается скорее на уровне
перевернутой с ног на голову истории о возвращении блудного сына. Ибо
это он, блудный СЫН, ожидаем (в максимально отдаленной перспективе и сам
Христос во время хождения среди людей - блуждающий, но не заблудший,
конечно, Сын), сыновье покаяние необходимо и самому сыну, и отцу, и
матери, и соседям, и Богу, и миру. Отцово же покаяние... Да и может ли
оно вообще быть - ВОЗВРАЩЕНИЕ блудного ОТЦА? А коли уж бывает, хоть и не
дОлжно быть, то не радость, и не мир оно, такое возвращение, приносит
ближним - трагедию.
Так можно предполагать, ведь нам ничего не объясняют, даже ничего
не рассказывают. Зато всё показывают. Показывают точно и отточенно,
честно и в лучшем смысле слова линейно, то есть не загроможденно
тематически и смыслово, этак по-русски (по-достоевски) - в ширь глуби, а
с европейской выверенностью и целенаправленностью, в узкую бесконечность
одного колодца. Именно за это - за простоту и доступность киноязыка и
философской, скорее даже религиозной мысли, за гармоничность, с какой
предъявлены неравнодушие человека и пушкинское равнодушие природы, за
глубокие и нельстивые потреты людей современных, решающих, однако,
вечную проблему, наконец, за само обращение к литературному источнику
веры в безнадежное наше время - первый фильм Андрея Звягинцева,
действительно, великолепный фильм, по заслугам увенчан призами
международных кинофестивалей.
На Западе его увидели. Захотим ли - отрешившись от всех мастей
аншлагов и прочих половецких плясок - увидеть мы?