Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ

детектив
Продолжительность: 100
США 1941
Режиссер: Джон Хьюстон
Продюсер: Хэл Уоллис, Генри Бланк
Сценарий: Джон Хьюстон (по роману Дэшила Хэмметта)
В ролях: Хамфри Богарт, Мэри Астор, Глэдис Джеффри, Питер Лорре, Бартон МакЛейн, Ли Патрик, Сидни Гринстрит, Уорд Бонд, Джером Коэн и др.
Музыка: Адольф Дейч
Оператор: Артур Эдесон


10.12.2003

Частный детектив, получивший сразу от нескольких клиентов один и тот же заказ отыскать средневековую статуэтку, изображающую сокола, оказывается в ловушке: убит его напарник, убит полицейский, тоже в какой-то мере связанный с этим делом. Подозрения властей, естественно, падают на героя, поскольку он - единственный, кто имел мотивы и возможность совершить эти преступления. Однако среди полицейских нет никого, кто способен был бы разобраться в деле лучше подозреваемого, не так уж давно бывшего их сослуживцем. К тому же частный детектив пусть не Шерлок Холмс, но тоже не баран чихал - Хамфри Богарт...

Магический - уже, видимо, потому что первый (то есть породивший жанр) - "черный" ("noir") фильм. Как это объяснить? Магия - в самой ауре картины, как бы в воздухе. Действие (вечер - ночь - разговоры - угрозы - намеки на любовь и полная невозможность, даже ненужность любви), не становясь театральным, практически не выходит за пределы комнаты, по большей части происходит вечером и ночью. Порядочного человека среди десятка появляющихся на экране персонажей - вкупе с главным героем ни одного (а равно и среди всего остального человечества, на экране не появляющегося). Саспенс искусственно не нагнетается, ибо он как бы априори густо разлит уже в самой атмосфере этого удушливого мира и помещения. Точно так же в кадре нет ни трупов, ни выстрелов, ни - почти - мордобоя и поцелуев. В то же время актерам удается убедить зрителя в том, что и их персонажи - не марионетки и не совсем подонки, что и они хотят (могли бы)... по крайней мере любить. Но за рамками показанного - трупы, а перед нами - деньги (сокровища), ради обладания которыми теоретически способные жить и любить - существуют. Одержимые страстью и не способные вырваться из потока текучки.

Собственно, основной конфликт фильма - это именно противостояние жажды наживы и засасывающего болота обыденщины, между которыми разрываются существования персонажей, каковых, строго говоря, нельзя назвать ни людьми, не тем более героями. Кто же они? Функции, наверное.

Джон Хьюстон - моралист и пессимист, исследующий в своих фильмах так называемую американскую мечту и так называемый американский идеал, где герои неизменно низводятся до людей, люди обнажаются до функций, а цель - та самая американская мечта - столь же неизменно ускользает из рук и плохих, и (здесь прямое, видимое отличие Хьюстона от голливудского стандарта) как бы хороших, оставляя персонажей у разбитого корыта. Ибо человек слаб, а враг силен: целью-то всегда прикидывается бес, коему человек - не соперник.

"Мальтийский сокол" - экранизация "черного" детектива Дэшила Хэммета, американского автора, активно работавшего в 20 - 30-е, но эпиграфом к фильму смело можно поставить строки из куда более раннего текста. Помните арию Мефистофеля из оперы Гуно: "Люди гибнут за металл"? У Хьюстона (и Хэммета) те, кто не умирает физически, все равно гибнут, ибо "металл" - их цель, не позволяющая устремиться ни к чему другому (читай - достойному), водящая за собой, как морок, как мираж, выматывающая, ускользающая и низвергающая душу в апатию, человека - в функцию.

Хьюстон, как мало кто другой, умел естественно создавать эту неестественную атмосферу, но и как мало кто другой зависел от исполнителей. Впрочем, он, надо думать, как мало кто другой умел работать со звездами и не звездами. И в этом смысле "Мальтийский сокол" - картина очень показательная. Львиную долю времени на экране, можно сказать, один Богарт, или Богарт на пару с М. Астор в обреченной на невозможность любви игре-борьбе. Но не ничуть не меньше запоминаются и все остальные персонажи, произнесшие хотя бы две-три реплики. Их, вроде бы, и ансамблем-то не назовешь. Ансамблю надо что-то совместное делать, разыгрывать. Эти - естественно, как могли бы сказать средневековые схоласты, неразрывно и раздельно, сосуществуют, чтобы когда-нибудь со-умереть, не удержав, а то и не увидев жар-птицу. Опустошенные, уставшие, обреченные...

Рецензия: В. Распопин