эксцентрическая трагикомедия Продолжительность: 64 СССР 1926 Режиссер: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг Продюсер: Сценарий: Юрий
Тынянов (по мотивам повести Н.В. Гоголя) В ролях: Андрей Костричкин, Антонина Еремеева, Алексей
Каплер, Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Владимир Лепко, Олег Жаков и др. Музыка: Оператор: Андрей Москвин,
Евгений Михайлов
10.12.2003
"Кинопьесой в манере Гоголя" назвали свой фильм молодые
изобретатели, основатели и мастера ФЭКСа. В общем, это и на самом деле
так: по букве тут от гоголевской "Шинели", пожалуй, сюжет второй
половины картины да история с портным. Остальное, так сказать, из
русской классики, как ее прочитывали структуралисты. Все броско, ярко,
все "срифмовано" с, казалось бы, нерифмующимися текстами из других опер,
все натуралистично и фантасмагорично... Эдакий Гоголь, сыгранный поздним
декабрьским вечером в театре теней, скажем, Булгаковым. Или чеховская
"Смерть чиновника", продекламированная Маяковским. Неуемная, до
диковатости, фантазия, сумасшедшие акценты. Поступи Тынянов, Козинцев и
Трауберг таким образом, например, с Толстым... Но ведь Гоголь же!
И, знаете, сегодня, спустя почти восемьдесят лет после бунтарской
этой премьеры в сногсшибательное то время, когда, в сущности, не
очень-то и важно было, Гоголь, там, или не Гоголь, даже не важно, КТО
именно этого Гоголя переделывал (чего стоит одна лишь опечатка на
рекламной афише картины, где имя сценариста - крупнейшего филолога и
большого писателя - начертано через два "т" - "Тытянов"!..), сегодня
"фильма" смотрится. (За что, как говорится, отдельное спасибо каналу
"Культура" - держится как-то, последний из могикан, дай ему Бог...) Да,
хуже, чем ленты Гриффита и Чаплина, хуже, чем ленты Китона и Линдера,
да, заметно ученичество молодых режиссеров и у мэтров западного
кинематографа, и у Эйзенштейна... но глаз не режет. Не режет глаз даже и
утрата одной из частей картины, и педалированная сатира на "проклятый" и
поверженный "царский режим", в таких вариациях, каких в "проклятой"
действительности, конечно, не было и быть не могло. Но ведь - Гоголь...
"Над кем смеетесь, господа?"
Все начинается с присутственного места, где "людишки - пишущая
тварь" (ах, как спустя полвека эти эпизоды обыграны Белинским и
Васильевым в "Анюте"!), а среди "твари" этой - "тварь дрожащая" и
мечтательная, Акакий Башмачкин (великолепный молодой, но с блеском
играющий и старость, даже дряхлость, мим Андрей Костричкин), который -
при иных обстоятельствах - пожалуй, не только что не дрожал бы, но и сам
заставил других пресмыкаться. Он еще не о новой шинели задумывается, он
о сладкой толстушке мечтает, так сказать, "у самовара я и моя Маша". Ох,
как сладко - до озлобления - мечтает! За ради этой мечты - то ли впрямь,
то ли в грезах совершает преступление, навроде чичиковского, но скорее в
духе поручика Киже. Рожденный, однако, не клопом-кровососом,
козинцевско-трауберговский Башмачкин - таракан, к тому же ленивый, и
потому, когда секретарь передает ему просьбу начальства самостоятельно
составить юридический документ, отказывается, дескать, мне бы лучше
что-нибудь переписать.
И - всё. Отныне - "...а был ли мальчик-то?" Отныне он будет только
переписывать, обнашиваться и лысеть, покуда не обнаружит, что шинель его
- уж не шинель, а неведомо что. И возмечтает о новой: в шинели я -
человек, звучу гордо, могу и в морду тыкнуть, а в этих обносках.
М-да-а... И тут выпадает ему, состарившемуся, робкому, семенящему совсем
по-стариковски, но еще под конторку скалящему сохранившиеся, в отличие
от шинели, острые молодые зубы, тут ему выпадает алтын: за выслугу, так
сказать, шестьдесят целковых от начальства.
Сбылась мечта идиота, теперь уж портной - помесь форменного беса,
вседержителя, Мойши-закройщика и какого-то горьковского босяка -
портной, цокнувший и цыкнувший над башмачкиными обносками (и на робкую,
почти затаенную просьбу чиновника перелицевать), теперь-то уж портной
никуда не денется. И выбирает, выбирает Акакий с какой-то цыганистой
девкой сукно и мех на воротник, и материальчик на подкладку. Выбирает -
то молодея, то вновь, как бы вспомнив, стареясь. И - семенит, семенит к
портному. И вот уж красуется в новой шинели, как в новой должности, как
с молодой женкой в теле, как... Черт возьми, "какой же русский не
любит..."!
Ну-с, дальнейшее - по Гоголю и хорошо известно. Вплоть до
последнего эпизода, где уж впрямь чеховский чиновник ложится на диван,
поворачивается лицом к стене и... того. Впрочем, нет, он не просто
помирает, а помирает, летя над верстовыми столбами в зимней
петербургской ночи, как бы в укор и отмщение ко всему равнодушной
царско-чиновничьей России, ее держимордам, которые, как известно - как
то казалось молодым строителям светлого будущего - канули в никуда и в
никогда больше.
Им - казалось. Нам уж не кажется. Оттого и сатирический, и
временами смешной, и фантасмагорический, и ямщицкий, и "выдумщицкий", и
горький, и немой, и выразительно говорящий этот фильм смотрится сегодня
как пронзительно и безысходно печальный реквием неизбывно трагической
российской жизни. А не гоголевский, но скорее щедринский крупный
чиновник-парвеню, отказавший Башмачкину в помощи по розыску раздевших
его посреди столицы разбойников, что-то уж подозрительно похож сразу и
на главного энергетика наших дней, и на главного думского драчуна, и на
толстого господина в пионерском галстуке, отчего-то считающего себя
главным коммунистом прогрессивного человечества, и на... его неизменный
раздражитель, понима-ашь... Велика ты, русская классика, даже в
модернистском изложении велика!
Скажете, не может быть? Еще как может. Того, перечитайте Гоголя, а
лень - посмотрите козинцевскую "Шинель", с которой, можно сказать,
начался не только великий советский режиссер, автор трилогии о Максиме,
"Гамлета" и "Короля Лира" (последний, между прочим, официально признан
лучшей экранизацией этой шекспировской пьесы в мировом кинематографе;
"Гамлет" же такового признания не удостоился, по-видимому, только из
уважения к памяти Лоренса Оливье, сделавшего собственную версию на два
десятилетия раньше Козинцева), но и такой блистательный актер, как Олег
Жаков. А кроме них - присмотритесь, узнаете ли? - появляются и
благополучный в будущем мэтр Сергей Герасимов, и упустивший птицу
благополучия ради любви дочки Сталина Алексей Каплер, и та, кому
предстоит спустя два десятилетия стать лучшей в мире Золушкой - Янина
Жеймо.
В общем, фильм-памятник. Скорее эпохе, чем Гоголю, той эпохе, во
время которой только и мог появиться поэт, о собственном воображаемом
памятнике сказавший: "Заложил бы динамита - ну-ка дрызнь!"