лирическая драма Продолжительность: 103 СССР 1974 Режиссер: Андрей Тарковский Продюсер: Сценарий: Александр Мишарин, Андрей
Тарковский В ролях: Маргарита Терехова, Игнат Данильцев, Олег Янковский, Анатолий Солоницын,
Алла Демидова, Николай Гринько, Юрий Назаров, Филипп Янковский,
Иннокентий Смоктуновский (закадровый текст), Арсений Тарковский (чтение
авторских стихотворений за кадром) и др. Музыка: Иоганн Себастьян Бах,
Джованни Баттиста Перголези, Генри Пёрселл, Эдуард Артемьев. Оператор: Георгий Рерберг
23.12.2003
Уставший жить, еще не старый человек перед уходом вспоминает...
То, КАК он вспоминает, для искусства не менее интересно, нежели то,
ЧТО он вспоминает. О том, КАК вспоминает человек, закадровый главный
герой, лирический герой текста, alter ego Андрея и отчасти, видимо,
Арсения Тарковских, исполняемый только устами актера Иннокентия
Михайловича Смоктуновского и поэта Арсения Александровича Тарковского
(ибо отец и сын - одно, в обоих живет один дух), тем не менее не столько
рассказывает, сколько именно ПОКАЗЫВАЕТ "Зеркало".
Человек и время, подобно Троице (недаром рублевская икона
обнаруживается едва ли не во всех лентах Тарковского), "неслиянны и
нераздельны", а детство человека, даже если оно проходит в суровые
времена, даже если отец покидает семью, но семья, русская семья, от века
держащаяся на плечах женщины, все же сохраняется, несомненно - пора
наивысшей гармонии, которая, быть может, и есть счастье.
Это потом человек повторяет (или не повторяет) своего отца, это
потом он вступает в противоречия с временем, окружающими, наконец, с
самим собой. Это потом он с довольством, омерзением или ужасом
вглядывается в зеркало (неужели это я?.. и это моя жизнь?..) и,
отчаявшись что-либо изменить в себе и в жизни, как он ее сложил, как она
сложила его, отпускает навсегда, на волю, с отчаянием или с легким
сердцем, свою птицу-душу.
Но прежде он вспоминает. Не по порядку - так пишутся лишь
авантюрные романы - кажется, без всякой логической последовательности,
но на самом деле и последовательно, и логично, человек вспоминает себя и
время, и отца, и мать, и кувшин с пролитым молоком, и
пугающе-таинственный, волнуемый порывами предгрозового ветра, лес, и
"джокондову" улыбку первой любви - одноклассницы, пробудившей его
чувственность холодной зимой в эвакуации, и сына-подростка, как в
зеркале, отразившего его самого, и жену, с которой он расстался,
повторяя отца...
Поток воспоминаний, картинок в зеркале "волшебного фонаря" памяти,
но никак не калейдоскопа, неостановим, как поток сознания, покуда оно,
сознание, не угаснет. Под тусклым солнцем бредущие по колено в воде,
сгибаясь под непосильной тяжестью волочимых орудий, солдаты Великой
Отечественной сменяются болезненно ярким зимним брейгелевским пейзажем
"эвакуированного" детства; скрывающаяся в дымке почти совсем забытой,
как бы недопроявленной, картинки фигура придшего в последний раз -
проститься с детьми - отца уступает место новеллизированной, значит,
почти придуманной истории (которую мемуарист не видел, а только слышал,
причем, наверное, в различных вариациях), где бежит под дождем,
задыхаясь, мать героя: ей привиделось, что она пропустила в гранках
какую-то страшную опечатку; жена, как две капли воды похожая на мать,
обсуждающая с ним, уже бывшим мужем, кандидатуру того, кто сменит (или
может сменить) в ее жизни героя, уступает место матери, идущей с ним же
- подростком - в соседнюю деревню, чтобы - семья голодает - продать
небедствующей супруге врача драгоценные украшения; стихи в неискусном,
но единственно возможном авторском чтении Арсения Тарковского
прерываются громкими, отчаянными испанскими песнями: "Все жили вровень,
скромно так - система коридорная"...
Картинки, эпизоды, главы. Годом раньше на экраны вышел "Амаркорд"
Феллини - пронзительная, живая, печальная и веселая картина в эпизодах
"о времени и о себе". Тарковский, вглядываясь в свой "Амаркорд" совсем
по-другому, и не так по-итальянски жизнелюбиво, и куда пристальнее, и
трагичнее, и духовнее, тем не менее отражает и зеркало великого
итальянца - отчасти, на первый взгляд, в самом, вроде бы и не похожем на
феллиниевское, построении фильма, в любовании лицами и вещами, в
перебирании чего-то такого, что не нужно пытаться расшифровывать как
сложные символы. Нет у Тарковского сложных символов - сложен он сам,
человек и художник, ибо духовен, то есть вдвойне противоречив, поскольку
каждый шаг по родившей его земле осуществляет как отрыв, как волевой акт
борьбы с притяжением, и в то же время даже из космоса ("Солярис")
стремится вернуться в родной дом. Если обычный человек в течение своей
жизни пытается как-то примирить, гармонизировать разноустремленность
своих половинок "от Бога" и "от черта", то художник вообще, а духовный
художник тем более, не может не стремиться напрочь оторвать их друг от
друга. Что невозможно. Возможно только убить одну из них. В этом -
трагедия художника.
Так, стремясь ввысь, рожденный землей не может не оглядываться.
Так, уходя по своей воле, ОТПУСКАЯ себя в последний полет преодоления
тяготения, человек не может не вспоминать, не отражать - собственное и
ставшее собственным. Вот - в сцене в типографии - мелькает зеркальный
отблеск из фильма Бергмана "На пороге жизни": Алла Демидова, бежавшая по
бесконечному, пустому, холодному производственному коридору вслед за
матерью мемуариста, чтобы помочь подруге, успокоить, но и - совершенно
по-русски - укорить, уколоть, "уесть", поняв вдруг, что зря бежала, что
подруга не пустит ее в душу, что, наконец, все завершилось благополучно,
сперва в задумчивости приостанавливается, а затем, уходя, неожиданно
пару раз подпрыгивает на одной ножке - тридцатилетняя девчонка: а, все
равно, все образуется, жизнь продолжается.
Она, эта жизнь, типографской работницы, все-таки закончится, спустя
много лет - в упоминании матери мемуариста, сообщающей ему об этом по
телефону, затем в разъяснении жены, куда более памятливой и "обычной",
чем сам закадровый герой, умеющий, по-видимому, любить только ненавидя,
ведь прежде чем отпустить на волю птицу души, он, годами не
встречающийся с матерью, расставшийся с женой, осуждающий знакомых и
незнакомых, он - уже отпустил, отстранил от себя все житейские связи.
Разве что с памятью не может справиться.
А память - зеркало нашего "я", одновременно безжалостная и
врачующая вещь, дарующая нам возможность увидеть себя без прикрас, или
забыться в дымке прошлого. Зеркало - символ судьбы, гонящейся за нами,
по слову Арсения Тарковского, "как сумасшедший, с бритвою в руке", но
оно же - зеркало - символическая дверь в иные, лучшие миры самого себя.
Человек даже не двойствен - множествен. Человек пограничен самому
себе, человечеству и мирозданию. Он сам - и человечество, и мироздание,
он сам - "часть речи", как сказал бы Иосиф Бродский. Если сможет
преодолеть немоту. А немота - как тьма, всегда, едва ли не в каждый миг
существования окружающая нас со всех сторон. И только зеркало речи
способно оттолкнуть тьму от человека, осветить, высветить его хотя бы
перед самим собой. Об этом - "Зеркало", и начинающееся-то с
документальной сцены обучаемого под гипнозом врача говорить юноши -
тяжелого заики, и последовательно перемежающего личные мемуары
лирического героя с документальными фактами заглавного героя-антигероя
текста - века, в который нам выпало жить.
Речь... Но речь - не только произнесенное слово, речь - это и
зримый образ, образы "нераздельных и неслиянных" отца и героя, героя в
отрочестве и его сына-отрока, матери и жены, образ отца как бы наброском
визуально данный Олегом Янковским и расшифрованный за кадром поэтической
речью Арсения Тарковского, образ матери - молодой, проявленный
Маргаритой Тереховой, и старой, закрепленный матерью режиссера.
Работа Тереховой вообще изумительна, даже в череде "зеркал"
Тарковского, говорят, выжимавшего из актеров более того, на что они были
способны. "Режиссер предложил актрисе трудную задачу: воплотить один и
тот же женский тип в двух временах - довоенную и послевоенную
эмансипированную женщину. И она с ней справилась. Удивительна в
Маргарите Тереховой эта старомодная, изящная и выносливая женственность
наших матерей; удивительна и сегодняшняя ее сиротливая бравада своею
самостоятельностью, свобода, обернувшаяся одиночеством" (М. Туровская. 7
1/2, или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991. С. 107).
Одиночество. Без любви. После любви. Вместо любви. Или лучше
сказать - вследствие невозможности любви. "Как сердцу высказать себя? /
Другому как понять тебя?" (Ф. Тютчев). Один на один с зеркалом. А что
там, в зазеркалье? Мир мертвых или то же одиночество?
Что ж, ничего не ждет нас на пути нашем, кроме одиночества и
смерти? Кроме эгоистической любви-нелюбви? Быть может, так оно и было
бы, если бы мы жили только в мире отеческом. Но зеркало правдиво: вот
вымывается из него туманный облик отца, даже и на миг не проявляется
облик уходящего мемуариста (впрочем, быть может, однажды он и мелькнул
перед нами, в образе "просто прохожего" (Анатолий Солоницын), этакого
неизвестно как дожившего от чеховских времен до конца 30-х гг.
"века-волковдава" интеллигента, доктора, появившегося у плетня, на
котором курила мать, из ниоткуда, да и ушедшего, выпросив папироску и
обвалив плетень в результате неудачного заигрывания, тоже в никуда),
зато не уходит из него лицо матери - молодой и старой - вечной. Ибо, в
конечном-то счете, и гений, и негодяй, и эгоист, и альтруист, и художник
и духоборец - все мы выходим из мира матери. Это он - наше главное
зеркало, это он - и совесть, и память наша, и вечный укор.
"Так, пройдя через все перипетии памяти: памяти-совести и
памяти-вины, - режиссер совместил в пространстве одного финального кадра
два среза времени, а в монтажном стыке - даже три. И молодая женщина,
которая еще только ждет первого ребенка, видит поле и дорогу, вьющуюся
вдаль, и себя - уже старую, ведущую за руку тех прежних, стриженных под
ноль ребятишек в неуклюжих рубашонках предвоенной поры; и себя же
молодую, но уже оставленную на другом конце этого жизненного поля (жизнь
прожить - не поле перейти), глядящую в свое еще не свершившееся
будущее...
Так идеальным образом материнской любви, неизменной во времени, в
странном, совмещающем в своем пространстве два разных времени кадре
закончит режиссер свое путешествие по памятным перекресткам наших дней.
Сложный фильм человечен и даже прост по своим мотивам. История,
искусство, родина, дом..." (Цит. изд. С. 112).
И - добавлю - речь, благодаря которой мы вочеловечиваемся и вопреки
которой все же не бываем счастливы, ведь счастье тела и души
противоречат цели духа, Органом и оргАном которого речь и является.
Фильм Андрея Тарковского еще, а может быть, и прежде всего, именно об
этом - о гамлетовской гибели от раздрания вещества и существа, ведь "век
вывихнулся, и страшней всего, что я рожден восстановить его".
Восстанавливая вывихнутый век, художник обрекает себя на неизбежную
физическую гибель; утрачивая тело и губя дущу, он освобождает дух - и
становится "частью речи".
"Зеркало" в своем роде единственный фильм. Он действительно
отражает все и вся, он сам - зеркало времени и судьбы, просто человека и
величайшего в столетней истории кинематографа духовного художника. Он не
сложен и не прост, он слишком независим от каких-либо и чьих угодно
критических суждений, будь то суждения современного картине советского
начальства от искусства, или недоумения привыкших видеть и мыслить,
чувствовать и говорить иначе, линейнее, примитивнее коллег режиссера. Он
- "вещь в себе", открытая тем не менее каждому умеющему и - главное -
желающему видеть. Он сделан как бы по законам стихотворения, или,
скорее, цикла стихотворений, а еще точнее - венка сонетов, редчайшей и
труднейшей формы, не слишком свойственной русской поэзии. Он филигранен,
отточен в каждом символе и жесте так, что его, действительно, больно
смотреть. И как всякое зеркало, как всякий драгоценный камень, как
всякая "вещь в себе", как всякая классика, он гораздо больше скрывает,
чем показывает. По крайней мере - до поры. Ибо - и я уже не раз говорил
это - не мы читаем классику, она - нас.