драматический боевик Продолжительность: 150 США 2003 Режиссер: Эдвард Цвик Продюсер: Том
Круз, Эдвард Цвик Сценарий: Джон Логан, Маршалл Гершковиц,
Эдвард Цвик В ролях: Том Круз, Шин Коямада, Кен Ватанаби,
Тони Голдуин, Билли Коннолли, Уильям Аттертон, Хироюки Санада, Масато
Харада и др. Музыка: Ханс Зиммер Оператор: Джон Толл
13.01.2004
О новом фильме Эдварда Цвика и Тома Круза написано уже и без меня
предостаточно, поэтому, коротко пересказав сюжет для тех, кто
почему-либо его не знает, выскажу лишь некоторые собственные
впечатления.
На исходе XIX века бравый американский офицер - гроза непокорных
индейцев (Т. Круз) получает приглашение от японских военных и политиков
помочь молодому императору в благородном деле борьбы за объединение
страны, каковое невозможно без усмирения непокорных феодалов, под
знаменами которых воюют наводящие ужас на всё и вся самураи.
Не успев толком научить стрелять наспех рекрутированных японских
крестьян, американец вынужден вступить в сражение с оными самураями. Те,
натурально, далеко не индейцы. Рассеяв недоученную армию, они берут в
плен в отчаянии проявляющего чудеса героизма ковбоя. Вместо чтоб снять с
болезного скальп и на том успокоиться.
Следующие полтора часа от роду не нюхавший культуры янки постепенно
превращается из ковбоя в нормального человека, потому как ну стыдно же в
конце концов не снимать говноступы, входя в игрушечное и до блеска
отмытое японское жилище. Тем более, что отмывает его красивая вдова
убитого тобой самурая, она же - сестра самого главного из всех
оставшихся самураев, аристократа королевской крови. Тем более, что
содержат тебе хоть и в плену, но уважительно, даже обучают тебя
древнейшему воинскому искусству, как известно, лишь на четверть
состоящего из боевых приемов, а во всем остальном представляющего скорее
религиозную философию.
Эти полтора часа хороши без всяких минусов, здесь даже Том Круз
вроде как лицедействует, не говоря уж о японцах. За это время Эдвард
Цвик не раз самым качественным и с технической, и собственно с
художественной стороны образом напоминает зрителям классические картины
великого Куросавы, предъявляет тонкую, трепетную красоту пусть и
отжившей, но истинной и высокой азиатской культуры.
К сожалению, история, так сказать, "кавказского пленника" делается
все-таки в Голливуде, а значит, культура культурой, любовь любовью,
благодарность благодарностью, но надо ж и подраться как следует. Кроме
того, надобно ж и выполнить социальный заказ, а именно доказать, что
американский тип цивилизации просто не может не победить прочих типов
культуры. В итоге история "кавказского пленника" перевертывается в
историю "обреченного отряда" с "погоней, погоней, погоней в горячей
крови". И вот, ковбой обращается и обряжается в последнего самурая,
скупо, но крепко обнимает чужую вдову, кивает сделавшимся родными
ребятишкам, становится во главе идущего на верную гибель, но не
сдающегося варяга, ошую от самурая натурального, садится по коням и
грудью прет на пулеметы. ХХ век начинается: красивая киношная бойня с
оторванными конечностями и головами, истекание кровью, последнее
посмертное братское объятие ковбоя с самураем, титры.
Немножко, в общем, жаль: фильм действительно мог бы быть шедевром.
Но и не став таковым, на мой взгляд, он значительно превосходит всё
сделанное Крузом, да еще ж и больше - оставляет за спиной все прочие
блокбастеры последних лет, включая и джексоновский альбом иллюстраций к
толкиновскому роману. Прежде всего потому, что отнюдь не исчерпывается
компьютерными технологиями. Потому что в нем есть живые лица,
человеческая и общественная трагедия, трагедия истории, движения души,
сострадание к обреченным на гибель людям и - главное - культурным
ценностям.
Может быть, слишком красиво, может быть, слишком патетично. Но в
главном - состоятельно. Посмотрите!