Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПОСЛЕДНИЙ САМУРАЙ (THE LAST SAMURAI)

драматический боевик
Продолжительность: 150
США 2003
Режиссер: Эдвард Цвик
Продюсер: Том Круз, Эдвард Цвик
Сценарий: Джон Логан, Маршалл Гершковиц, Эдвард Цвик
В ролях: Том Круз, Шин Коямада, Кен Ватанаби, Тони Голдуин, Билли Коннолли, Уильям Аттертон, Хироюки Санада, Масато Харада и др.
Музыка: Ханс Зиммер
Оператор: Джон Толл


13.01.2004

О новом фильме Эдварда Цвика и Тома Круза написано уже и без меня предостаточно, поэтому, коротко пересказав сюжет для тех, кто почему-либо его не знает, выскажу лишь некоторые собственные впечатления.

На исходе XIX века бравый американский офицер - гроза непокорных индейцев (Т. Круз) получает приглашение от японских военных и политиков помочь молодому императору в благородном деле борьбы за объединение страны, каковое невозможно без усмирения непокорных феодалов, под знаменами которых воюют наводящие ужас на всё и вся самураи.

Не успев толком научить стрелять наспех рекрутированных японских крестьян, американец вынужден вступить в сражение с оными самураями. Те, натурально, далеко не индейцы. Рассеяв недоученную армию, они берут в плен в отчаянии проявляющего чудеса героизма ковбоя. Вместо чтоб снять с болезного скальп и на том успокоиться.

Следующие полтора часа от роду не нюхавший культуры янки постепенно превращается из ковбоя в нормального человека, потому как ну стыдно же в конце концов не снимать говноступы, входя в игрушечное и до блеска отмытое японское жилище. Тем более, что отмывает его красивая вдова убитого тобой самурая, она же - сестра самого главного из всех оставшихся самураев, аристократа королевской крови. Тем более, что содержат тебе хоть и в плену, но уважительно, даже обучают тебя древнейшему воинскому искусству, как известно, лишь на четверть состоящего из боевых приемов, а во всем остальном представляющего скорее религиозную философию.

Эти полтора часа хороши без всяких минусов, здесь даже Том Круз вроде как лицедействует, не говоря уж о японцах. За это время Эдвард Цвик не раз самым качественным и с технической, и собственно с художественной стороны образом напоминает зрителям классические картины великого Куросавы, предъявляет тонкую, трепетную красоту пусть и отжившей, но истинной и высокой азиатской культуры.

К сожалению, история, так сказать, "кавказского пленника" делается все-таки в Голливуде, а значит, культура культурой, любовь любовью, благодарность благодарностью, но надо ж и подраться как следует. Кроме того, надобно ж и выполнить социальный заказ, а именно доказать, что американский тип цивилизации просто не может не победить прочих типов культуры. В итоге история "кавказского пленника" перевертывается в историю "обреченного отряда" с "погоней, погоней, погоней в горячей крови". И вот, ковбой обращается и обряжается в последнего самурая, скупо, но крепко обнимает чужую вдову, кивает сделавшимся родными ребятишкам, становится во главе идущего на верную гибель, но не сдающегося варяга, ошую от самурая натурального, садится по коням и грудью прет на пулеметы. ХХ век начинается: красивая киношная бойня с оторванными конечностями и головами, истекание кровью, последнее посмертное братское объятие ковбоя с самураем, титры.

Немножко, в общем, жаль: фильм действительно мог бы быть шедевром. Но и не став таковым, на мой взгляд, он значительно превосходит всё сделанное Крузом, да еще ж и больше - оставляет за спиной все прочие блокбастеры последних лет, включая и джексоновский альбом иллюстраций к толкиновскому роману. Прежде всего потому, что отнюдь не исчерпывается компьютерными технологиями. Потому что в нем есть живые лица, человеческая и общественная трагедия, трагедия истории, движения души, сострадание к обреченным на гибель людям и - главное - культурным ценностям.

Может быть, слишком красиво, может быть, слишком патетично. Но в главном - состоятельно. Посмотрите!

Рецензия: В. Распопин