боевик/триллер Продолжительность: 125 Россия 2003 Режиссер: Егор Михалков-Кончаловский Продюсер: Юсуп Бахшиев, Виктор Тахнов,
Владимир Кильбург Сценарий: Юрий Перов и др.
(по мотивам романа Даниила Корецкого) В ролях: Гоша Куценко, Сергей Шакуров, Иван Бортник,
Любовь Толкалина, Алексей Серебряков, Сергей Векслер, Владимир Стеклов,
Алексей Булдаков и др. Музыка: Виктор Сологуб Оператор: Антон Антонов
13.01.2004
Правы критики: между "Антикиллером" и "Антикиллером - 2" большая
разница в пользу последнего. Возможно, дело в том, что - опять же, как
утверждают критики - в первом случае фильм значительно уступил
литературному первоисточнику, во втором - от первоисточника осталось
лишь название (ваш рецензент, увы, романов не читал, посему и говорит
предположительно). Сохранив в целом всё ту же форму нанизывания на
содержательную нитку цепочки клипов, Егор, теперь уж не Кончаловский, а
Михалков-Кончаловский (вероятно, признанный родной кровинушкой всей
фамилией), в сущности, делает совсем другое кино. Маловразумительные
похождения нового Шарапова в стране "крестных отцов" обретают
патриотическую цель, а вместе с ней и осмысленность самопожертвования
героя (которого, на мой взгляд, авторы напрасно оставляют в живых - его
героическая гибель окончательно оторвала бы фильм от голливудских
выкроек, придала бы ему суровую художественную завершенность, а заодно
спасла бы картину от возможных рассусоливаний-продолжений).
Мы вновь встречаемся со старыми знакомыми, вновь оказываемся в
альтернативном реальному дурдому нашей жизни кинематографическом
беспределе бесконечных переделов собственности и малых войн за сферы
влияния, встречаем продажных чужих среди своих (отменная работа В.
Стеклова), и наоборот (вот не зря, наверное, не зря так полюбился нам
вечный Промокашка в обличии Ивана Бортника, сколько уж лет делает актер
одно и то же, а всё мил), бессмертного и непотопляемого, стареющего, но
все того же генерала с подковыкой А. Булдакова, перепорхнувшего, лишь
слегка посерьезнев (и правильно - не на отдыхе человек, а на службе), от
Рогожкина к Егору Михалкову-Кончаловскому, встречаем плохо залечившего
раны, что не помешало ему жениться по любви, Лиса Гоши Куценко,
сочувствуем его ранам, а здесь еще и душевным терзаниям, но - и это,
может быть, главное - не желая того, вынуждены прислушиваться и к
"жалобам турка" - попытаться понять другую стороны правды, каковая, что
бы там ни говорить, есть, конечно, и у чеченских боевиков. Иное дело,
что ни нам, ни "нашим" героям "Антикиллера" эта правда не по сердцу.
В картине слишком много - куда там ароматизированной голливудской
палитре! - крови, жестокости, резни, которые порой, как в случае с
затянутым эпизодом спровоцированной террористами бойни на базаре,
"тянут" на откровенное авторское любование беспределом. Тем не менее
общего художественного впечатления подобные сцены, пожалуй, не
разрушают.
Есть во втором "Антикиллере" даже и своего рода философствование -
афористичное высказывание Лиса, который на вопрос напарника, отчего
террористы (читай - вообще преступники) всегда на шаг опережают
правоохранителей, ответил: "Оттого, что они на войне, а мы на работе".
Может, да и скорей всего, эта фраза - от Корецкого, тем не менее она на
полном серьезе передает основную содержательную идею картины
Михалкова-Кончаловского-младшего: пока твоя работа не станет твоей
личной войной, ты всегда будешь опаздывать к обедне.
Философия не так чтоб уж очень хитрая, но само ее наличие, как и
наличие на этот раз внятного содержания текста в целом подкупает.
Не знаю, чем будет заниматься молодой режиссер дальше, но в случае
со вторым "Антикиллером" он, по-моему, наконец доказал профпригодность.
Как минимум.