драма Продолжительность: 96 Италия - Франция 1961 Режиссер: Витторио де Сика Продюсер: Карло Понти Сценарий: Чезаре Дзаваттини (по роману
Альберто Моравиа) В ролях: Софи Лорен, Элеонора Браун, Жан-Поль
Бельмондо, Раф Валлоне, Карло Нинчи, Андреа Кекки, Пупелла Маджо, Эмма
Барон и др. Музыка: Армандо Тровайоли Оператор: Габор Погани
19.01.2004
Фильм был показан телеканалом "Культура" в январе 2004 г., в рамках
ретроспективы картин с участием Софи Лорен.
В "Чочаре", ленте, снятой по мотивам романа Альберто Моравиа,
режиссером Витторио де Сика, прославленным мастером итальянского
кинематографа, одним из создателей направления, именуемого неореализмом,
призванного отразить и отразившего на экране, с одной стороны,
героическое бытие простого человека из народа, с другой - самого этого
народа, как раньше принято было говорить - "народных масс", в картине
этой, сценарий для которой написал не менее прославленный кинодраматург
Чезаре Дзаваттини, спродюсированной супругом кинодивы, влиятельнейшим
Карло Понти, мы можем наблюдать Софи Лорен, так сказать, в самом цвету
ее молодой и в то же время зрелой красоты. Помимо Лорен, в "Чочаре" мы
встречаемся с юным, еще, кажется, не нашедшим своего амплуа, каким-то
непривычно трогательным и беззащитным, но тем не менее демонстрирующим
героизм (здесь - силу духа) Бельмондо.
Черно-белый, чуть для сегодняшнего зрителя архаичный по видеоряду
фильм устаревшим, по большому счету, не кажется. Это - военная драма без
сражений, драма очень разных невоенных людей, как сочувствующих фашизму,
или, напротив, участников Сопротивления, так и - просто людей,
вынужденных годами выживать в мире, свихнувшемся на терроре. Драма
мирных обывателей и мелких буржуа, чья кое-как налаженная при Муссолини
жизнь в одночасье обрушивается, их римские дома подвергаются воздушным
налетам союзной авиации. Когда же наиболее дальновидные, или
решительные, или отчаявшиеся горожане бегут спасаться в окрестные
деревни, в пути они подвергаются нападениям всех мастей мародеров из
бывших полицаев и солдат Муссолини и Гитлера.
В центре картины как раз история такого побега в тыл, оказавшийся
едва ли не хуже передовой, совершённого римской лавочницей ради спасения
дочери-подростка, история вспыхнувшей, но и нежизнеспособной любви
матери и дочери к одному и тому же юноше, полюбившему мать и отдавшему
жизнь во спасение местных и пришлых жителей деревни под названием
Чочара, наконец история драматического возвращения женщин домой,
возвращения, унесшего их последние иллюзии и едва не отобравшее самоё
жизни.
Собственно, Софи Лорен не кажется в этом фильме примой. Юная
актриса Элеонора Браун постепенно (а к финалу откровенно) ее
переигрывает, удивительно органично передавая трагедию неокрепшей
психики, столкнувшейся с жесточайшим насилием во всех его видах. Лорен
же, играющая мать, изнасилованную вместе с дочерью, в полуразрушенной
церкви, бандой оборванцев, создает, как мне кажется, слишком уж
двойственный и как бы не совсем естественный, пусть и героический образ.
Ведет себя она, то впадая в истерику, то, напротив, являя чудеса
мужества и выдержки, то как мещанка, то как крестьянка. Для первой
характерны и преувеличенные заботы о собственном ребенке, и некая
истеричность характера; для второй - природный стоицизм. Надо полагать,
замысел авторов в том и состоял - показать крепкие, простонародные -
крестьянские корни прекрасной пышнотелой лавочницы, корни, каковые
удерживают ее на плаву, позволяют не только выжить, но и выстоять, то
есть остаться редкостной красоты человеком в безумном мире середины ХХ
столетия, несмотря на нескладывающуюся личную жизнь, несмотря на
душевные и физические страдания. Насчет героической и красивой женщины -
можно согласиться. Насчет рекостной красоты человека - вряд ли.
Между замыслом и свершением, увы, лежит немаловажная, даже и
первостепенная для игровых видов искусства вещь - исполнение. Нет,
играет Софи Лорен хорошо, вполне понимая, что делает. Только вот не
похожа она ни на крестьянку, ни на мещанку. Она похожа на самоё себя,
сексбомбу и кинодиву, в какое бы драное платье ее ни нарядили, как бы ни
растрепали буйную гриву. Ей, актрисе, - такое складывается ощущение -
мешает внешняя красота ее же, женщины. Затмевает красоту внутреннюю.
Затемняет чистоту ее героини. Вспомним знаменитую "Маму Рому" Пазолини,
или "Ночи Кабирии" Феллини, где главные героини - проститутки,
оказывающиеся порядочнее, чище, человечнее всех окружающих благодаря
внтуренней светлой, чистой душевной красоте Анны Маньяни и Джульетты
Мазины.
Скажете: сравнил, тоже, великую драматическую актрису Маньяни и
Софи Лорен!.. Сравнил, отчего ж и не сравнить бы?.. Впрочем, Лорен не
столь уж и плоха на фоне остальных актеров, играющих в "Чочаре", разве
что слегка проигрывает Элеоноре Браун. Зато с Бельмондо они - пара.
Будущий (и таковой по праву) суперстар коммерческого кино здесь еще,
кажется, сомневается в себе, робеет даже перед Лорен, но, не забудем,
так - и по роли, ведь Бельмондо играет сперва тайно, а потом и явно
влюбленного "вечного студента", идущего на смерть.
Общее впечатление от картины В. де Сика "Чочара" я бы выразил одним
словом - недурно. Но и только. Ничто - ни великолепная, пристальная
камера Погани, ни точный, соразмерный видеоряду аккомпанемент музыки
Тровайоли, ни глубоко драматичный сценарий, ни даже мастерская режиссура
де Сика, монтирующего картину в рваном, "достоевском", ритме, когда
трагедия всегда рядом и всегда неожиданна, ничто не в силах затушевать
двусмысленность образа главной героини, точно так же, как - вспомнилось
вот - было это с экранизацией тургеневского "Дворянского гнезда",
осуществленной А. Кончаловским. Кто-то, сейчас уж, простите, не упомню
кто именно, но едва ли не Станислав Рассадин, давным-давно, в годы
застоя, писал в том смысле, что фильм опрощает роман потому, что
экранный Лаврецкий - ни барин, ни мужик, тогда как литературный герой -
как раз наоборот - и барин, и мужик.
Тем не менее, спасибо "Культуре", предоставляющей нам возможность
хотя бы изредка своими глазами увидеть то, о чем мы ранее могли узнавать
лишь с чужих слов, изучая фильмографию Витторио де Сика или Жана-Поля
Бельмондо.