Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЧОЧАРА (LA CIOCIARA)

драма
Продолжительность: 96
Италия - Франция 1961
Режиссер: Витторио де Сика
Продюсер: Карло Понти
Сценарий: Чезаре Дзаваттини (по роману Альберто Моравиа)
В ролях: Софи Лорен, Элеонора Браун, Жан-Поль Бельмондо, Раф Валлоне, Карло Нинчи, Андреа Кекки, Пупелла Маджо, Эмма Барон и др.
Музыка: Армандо Тровайоли
Оператор: Габор Погани


19.01.2004

Фильм был показан телеканалом "Культура" в январе 2004 г., в рамках ретроспективы картин с участием Софи Лорен.

В "Чочаре", ленте, снятой по мотивам романа Альберто Моравиа, режиссером Витторио де Сика, прославленным мастером итальянского кинематографа, одним из создателей направления, именуемого неореализмом, призванного отразить и отразившего на экране, с одной стороны, героическое бытие простого человека из народа, с другой - самого этого народа, как раньше принято было говорить - "народных масс", в картине этой, сценарий для которой написал не менее прославленный кинодраматург Чезаре Дзаваттини, спродюсированной супругом кинодивы, влиятельнейшим Карло Понти, мы можем наблюдать Софи Лорен, так сказать, в самом цвету ее молодой и в то же время зрелой красоты. Помимо Лорен, в "Чочаре" мы встречаемся с юным, еще, кажется, не нашедшим своего амплуа, каким-то непривычно трогательным и беззащитным, но тем не менее демонстрирующим героизм (здесь - силу духа) Бельмондо.

Черно-белый, чуть для сегодняшнего зрителя архаичный по видеоряду фильм устаревшим, по большому счету, не кажется. Это - военная драма без сражений, драма очень разных невоенных людей, как сочувствующих фашизму, или, напротив, участников Сопротивления, так и - просто людей, вынужденных годами выживать в мире, свихнувшемся на терроре. Драма мирных обывателей и мелких буржуа, чья кое-как налаженная при Муссолини жизнь в одночасье обрушивается, их римские дома подвергаются воздушным налетам союзной авиации. Когда же наиболее дальновидные, или решительные, или отчаявшиеся горожане бегут спасаться в окрестные деревни, в пути они подвергаются нападениям всех мастей мародеров из бывших полицаев и солдат Муссолини и Гитлера.

В центре картины как раз история такого побега в тыл, оказавшийся едва ли не хуже передовой, совершённого римской лавочницей ради спасения дочери-подростка, история вспыхнувшей, но и нежизнеспособной любви матери и дочери к одному и тому же юноше, полюбившему мать и отдавшему жизнь во спасение местных и пришлых жителей деревни под названием Чочара, наконец история драматического возвращения женщин домой, возвращения, унесшего их последние иллюзии и едва не отобравшее самоё жизни.

Собственно, Софи Лорен не кажется в этом фильме примой. Юная актриса Элеонора Браун постепенно (а к финалу откровенно) ее переигрывает, удивительно органично передавая трагедию неокрепшей психики, столкнувшейся с жесточайшим насилием во всех его видах. Лорен же, играющая мать, изнасилованную вместе с дочерью, в полуразрушенной церкви, бандой оборванцев, создает, как мне кажется, слишком уж двойственный и как бы не совсем естественный, пусть и героический образ. Ведет себя она, то впадая в истерику, то, напротив, являя чудеса мужества и выдержки, то как мещанка, то как крестьянка. Для первой характерны и преувеличенные заботы о собственном ребенке, и некая истеричность характера; для второй - природный стоицизм. Надо полагать, замысел авторов в том и состоял - показать крепкие, простонародные - крестьянские корни прекрасной пышнотелой лавочницы, корни, каковые удерживают ее на плаву, позволяют не только выжить, но и выстоять, то есть остаться редкостной красоты человеком в безумном мире середины ХХ столетия, несмотря на нескладывающуюся личную жизнь, несмотря на душевные и физические страдания. Насчет героической и красивой женщины - можно согласиться. Насчет рекостной красоты человека - вряд ли.

Между замыслом и свершением, увы, лежит немаловажная, даже и первостепенная для игровых видов искусства вещь - исполнение. Нет, играет Софи Лорен хорошо, вполне понимая, что делает. Только вот не похожа она ни на крестьянку, ни на мещанку. Она похожа на самоё себя, сексбомбу и кинодиву, в какое бы драное платье ее ни нарядили, как бы ни растрепали буйную гриву. Ей, актрисе, - такое складывается ощущение - мешает внешняя красота ее же, женщины. Затмевает красоту внутреннюю. Затемняет чистоту ее героини. Вспомним знаменитую "Маму Рому" Пазолини, или "Ночи Кабирии" Феллини, где главные героини - проститутки, оказывающиеся порядочнее, чище, человечнее всех окружающих благодаря внтуренней светлой, чистой душевной красоте Анны Маньяни и Джульетты Мазины.

Скажете: сравнил, тоже, великую драматическую актрису Маньяни и Софи Лорен!.. Сравнил, отчего ж и не сравнить бы?.. Впрочем, Лорен не столь уж и плоха на фоне остальных актеров, играющих в "Чочаре", разве что слегка проигрывает Элеоноре Браун. Зато с Бельмондо они - пара. Будущий (и таковой по праву) суперстар коммерческого кино здесь еще, кажется, сомневается в себе, робеет даже перед Лорен, но, не забудем, так - и по роли, ведь Бельмондо играет сперва тайно, а потом и явно влюбленного "вечного студента", идущего на смерть.

Общее впечатление от картины В. де Сика "Чочара" я бы выразил одним словом - недурно. Но и только. Ничто - ни великолепная, пристальная камера Погани, ни точный, соразмерный видеоряду аккомпанемент музыки Тровайоли, ни глубоко драматичный сценарий, ни даже мастерская режиссура де Сика, монтирующего картину в рваном, "достоевском", ритме, когда трагедия всегда рядом и всегда неожиданна, ничто не в силах затушевать двусмысленность образа главной героини, точно так же, как - вспомнилось вот - было это с экранизацией тургеневского "Дворянского гнезда", осуществленной А. Кончаловским. Кто-то, сейчас уж, простите, не упомню кто именно, но едва ли не Станислав Рассадин, давным-давно, в годы застоя, писал в том смысле, что фильм опрощает роман потому, что экранный Лаврецкий - ни барин, ни мужик, тогда как литературный герой - как раз наоборот - и барин, и мужик.

Тем не менее, спасибо "Культуре", предоставляющей нам возможность хотя бы изредка своими глазами увидеть то, о чем мы ранее могли узнавать лишь с чужих слов, изучая фильмографию Витторио де Сика или Жана-Поля Бельмондо.

Рецензия: В. Распопин