учебное и научно-популярное кино Продолжительность: Общая продолжительность шести короткометражных фильмов 163 мин Россия 1992 Режиссер: В. Венедиктов Продюсер: Сценарий: В. Суслов В ролях: Музыка: Оператор: А. Гусак
26.01.2004
Если вы никогда не были в питерском Русском музее, если во время
блуждания, брожения по многочисленным залам - от икон Рублёва к
"Девятому валу" Айвазовского, от Брюллова к Петрову-Водкину - никогда не
приходилось вам, уже уставшим и даже слегка одуревшим от этой тотальной
встречи с прекрасным, вдруг остановиться, едва ли не обратившись в
соляной столп, а затем, как на зов вампира, пропуская многочисленные
залы и зальчики, ринуться к ТОМУ ЕДИНСТВЕННОМУ, ВАШЕМУ И НИЧЬЕМУ БОЛЬШЕ
полотну, как было со мной, когда я даже и не увидел, а кожей
почувствовал притяжение "Лунной ночи" Куинджи, если таковое приключение
души вам и не светит, купите кассету, которая называется "Русский музей"
и содержит шесть примерно 20 - 25-минутных фильмов, более или менее
подробно и толково водящих неофита по главным залам музея русского
искусства под соответствующую классическую музыку (к сожалению, порой
забивающую дикторский текст).
Не скажу, что видеприключение способно заменить путешествие
реальное, но в какой-то мере пробелы в образовании, безусловно,
восполнит. Или ностальгически напомнит о былых возможностях рядового
сибиряка, некогда способного без ущерба для семейного бюджета на десять
лет вперёд посетить город на Неве и хотя бы бегло осмотреть его
достопримечательности собственными глазами.
Смотря фильм, я, конечно же, вспоминал давние свои впечатления и
больше ностальгировал, нежели радовался встрече с прекрасным. И всё
ждал, ждал, когда же сверкнёт та самая луна. Увы, не сверкнула.
Ещё увы: в достаточно долгом путешествии по залам музея, где
собраны произведения духовного творчества русского народа, подробно
комментируя хрестоматийные вещи, например, лик Ангела-златые власы и
рублевскую "Троицу", авторы отчего-то не удосужились сообщить
наименования икон, имена (хотя бы предположительные) их авторов и
изображённых ликов в тех случаях, когда камера забиралась за пределы
школьной хрестоматии.
Во всем остальном программа превосходна. Наиболее сильные её части
- ленты, посвящённые передвижникам и живописи начала ХХ века. Почти не
уступают и части, рассказывающие об искусстве века XVIII. Выбор объектов
точен, сами объекты даны и общим планом, и в деталях. Более того, в
целом программа удачно совмещает краткий курс русского живописного
искусства, с лапидарными, но выразительными характеристиками наиболее
значительных его представителей в необщем выражении лица.
Качество картинки в целом хорошее, встречающихся же время от
времени (особенно в начале программы) "блох" смело можно относить на
счёт выпускающей кассеты видеофирмы. За такие ляпсусы надобно бы не
бояться подавать в суд - кассета-то, которую предоставили мне для
рецензии сотрудники ОблЦИТа, московская, лицензионная, закупленная ими
по договору с правообладателями.
Резюме: учебная видеопрограмма "Русский музей", состоящая из шести
короткометражных научно-популярных фильмов, не просто украсит видеополки
любой школьной библиотеки, но и всерьёз поможет в духовном образовании
(и, кстати, самообразовании) учителям, преподающим предметы
гуманитарного цикла.