Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





РУССКИЙ МУЗЕЙ

учебное и научно-популярное кино
Продолжительность: Общая продолжительность шести короткометражных фильмов 163 мин
Россия 1992
Режиссер: В. Венедиктов
Продюсер:
Сценарий: В. Суслов
В ролях:
Музыка:
Оператор: А. Гусак


26.01.2004

Если вы никогда не были в питерском Русском музее, если во время блуждания, брожения по многочисленным залам - от икон Рублёва к "Девятому валу" Айвазовского, от Брюллова к Петрову-Водкину - никогда не приходилось вам, уже уставшим и даже слегка одуревшим от этой тотальной встречи с прекрасным, вдруг остановиться, едва ли не обратившись в соляной столп, а затем, как на зов вампира, пропуская многочисленные залы и зальчики, ринуться к ТОМУ ЕДИНСТВЕННОМУ, ВАШЕМУ И НИЧЬЕМУ БОЛЬШЕ полотну, как было со мной, когда я даже и не увидел, а кожей почувствовал притяжение "Лунной ночи" Куинджи, если таковое приключение души вам и не светит, купите кассету, которая называется "Русский музей" и содержит шесть примерно 20 - 25-минутных фильмов, более или менее подробно и толково водящих неофита по главным залам музея русского искусства под соответствующую классическую музыку (к сожалению, порой забивающую дикторский текст).

Не скажу, что видеприключение способно заменить путешествие реальное, но в какой-то мере пробелы в образовании, безусловно, восполнит. Или ностальгически напомнит о былых возможностях рядового сибиряка, некогда способного без ущерба для семейного бюджета на десять лет вперёд посетить город на Неве и хотя бы бегло осмотреть его достопримечательности собственными глазами.

Смотря фильм, я, конечно же, вспоминал давние свои впечатления и больше ностальгировал, нежели радовался встрече с прекрасным. И всё ждал, ждал, когда же сверкнёт та самая луна. Увы, не сверкнула.

Ещё увы: в достаточно долгом путешествии по залам музея, где собраны произведения духовного творчества русского народа, подробно комментируя хрестоматийные вещи, например, лик Ангела-златые власы и рублевскую "Троицу", авторы отчего-то не удосужились сообщить наименования икон, имена (хотя бы предположительные) их авторов и изображённых ликов в тех случаях, когда камера забиралась за пределы школьной хрестоматии.

Во всем остальном программа превосходна. Наиболее сильные её части - ленты, посвящённые передвижникам и живописи начала ХХ века. Почти не уступают и части, рассказывающие об искусстве века XVIII. Выбор объектов точен, сами объекты даны и общим планом, и в деталях. Более того, в целом программа удачно совмещает краткий курс русского живописного искусства, с лапидарными, но выразительными характеристиками наиболее значительных его представителей в необщем выражении лица.

Качество картинки в целом хорошее, встречающихся же время от времени (особенно в начале программы) "блох" смело можно относить на счёт выпускающей кассеты видеофирмы. За такие ляпсусы надобно бы не бояться подавать в суд - кассета-то, которую предоставили мне для рецензии сотрудники ОблЦИТа, московская, лицензионная, закупленная ими по договору с правообладателями.

Резюме: учебная видеопрограмма "Русский музей", состоящая из шести короткометражных научно-популярных фильмов, не просто украсит видеополки любой школьной библиотеки, но и всерьёз поможет в духовном образовании (и, кстати, самообразовании) учителям, преподающим предметы гуманитарного цикла.

Рецензия: В. Распопин