Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ВМЕСТЕ (TILLSAMMANS)

комедия
Продолжительность: 101
Швеция 2000
Режиссер: Лукас Мудиссон
Продюсер: Ларс Йонссон
Сценарий: Лукас Мудиссон
В ролях: Лиза Линдгрен, Микаэл Нюквист, Эмма Самуэльсон, Сэм Кессел, Густав Хаммарстен, Аня Лундовист, Джессика Лидберг, Ола Норелл, Аксель Цубер, Шанти Рони, Олле Сарри, Сесилия Фроде, Ларс Фроде, Эмил Мудиссон, Хенрик Лундстрём, Терезе Бруннандер, Клаас Хартелиус, Стен Лундгрен
Музыка:
Оператор: Ульф Брантас


04.02.2004

Лукас Мудиссон, один из наиболее симпатичных мне современных европейских режиссёров (см. на нашем сайте рецензии на его фильмы "Покажи мне любовь" и "Лиля навсегда") здесь, как и обычно, работает в жанре мелодрамы, но не трагической, как в "Лиле", и не близкой к трагической, как в "Покажи мне любовь", а скорее фарсовой, причём работает не только с детьми и подростками, но и со взрослыми, однако прежде всего он работает всё-таки для детей, во имя подростков. И не только потому, что поистине главные герои его фильма - дети, но и потому, что все люди - дети, по крайней мере, были когда-то детьми, потому что самые лучшие люди - те из нас, в ком эта память о детстве сохранилась.

Пересказывать содержание картины достаточно затруднительно, поскольку, несмотря на присущую стилистике Мудиссона театральную камерность, драматургия картины достаточно головоломна, сюжетных линий множество, все герои (а их, детей и таких же детей - взрослых, минимум полтора десятка) - главные, каждый из них являет продуманную, очень-очень хорошо сыгранную, отчасти пролонгированную в зрительское домысливание, а отчасти и прослеженную на экране судьбу. Если всё-таки попытаться сделать это, хотя бы поверхностно, сюжет раскручивается примерно следующим образом...

Швеция, спальный район, или пригород 70-х. В соседстве типичных мелких буржуа существует "шведская" семья, населяемая разнополыми и совсем не юными внешне хиппи, среди которых славный парень-гомосексуалист, разведённая женщина, воображающая себя одновременно лесбиянкой и последовательницей восточной религиозной философии, её муж, до поры отклоняющий ухаживания славного парня с "голубыми" поползновениями, ещё ряд граждан, олицетворяющих прорывающиеся в европейский мир сексуальные, политические и прочие свободы, наконец добродушнейший бородач, мазохистски влюблённый в стервозную дурочку. Живут все они в одном домике принципиально без телевизора, мужчины готовят кашу, рассуждая, конечно же, о всех и всяческих свободах. На стенах, натурально, портреты Че Гевары.

Однажды бородач, откликаясь на телефонный звонок сестры, самой заурядной мещанки, мужней жены и матери дочери-подростка и маленького мальчишки, узнаёт о том, что сестра в очередной раз побита пьяным мужем, больше так жить не может и просит брата как-нибудь ей помочь.

Что он, "безлошадный" мазохист, может, кроме как сесть за руль общего для "шведской" семьи фургончика и привезти сестру и её детишек в общий "кошкин дом", где она отныне будет постигать "чужой... язык и нравы", а её дочь и сын - проводить оставшееся детство и отрочество, так сказать, "в людях". Параллельно зритель будет следить за мучениями оставленного наедине с бутылками, драчливого, но в сущности тоже совсем неплохого отца семейства, покуда он не справится с собственными пороками и не поймёт, что коммуна есть единственное убежище в этом мире для людей с добрым сердцем, как и все те из персонажей, для кого имено общежитие, а не интеллектуальные заморочки, предстанет в самом деле домом родным, а не преходящим увлечением глупой молодости.

Человеческая жизнь, если относиться к людям с любовью, действительно и комична, и мелодраматична, и трагикомична. Особенно та, которую проживают наши родители, люди близкие, любимые, хорошо знакомые, в детстве нами критикуемые и непризнаваемые в качестве авторитетов. Наша собственная жизнь уже, конечно, не так смешна и сентиментальна. Для нас. А для наших детей?..

В общем, вот об этом фильм Мудиссона "Вместе": об отцах и детях, которым надо быть вместе в радости и беде, об отцах, которые только тогда и отцы, когда способны ранним зимним утром плюнуть на дела и политическую трепотню, просто для того, чтобы погонять с ребятишками мяч по чистому белому снегу, и о детях, которые, ставши взрослыми, с любовью, юмором и счастливой грустью вспоминают своих сумасшедших отцов, - не потому, что сами они такие уж правильные, а как раз наоборот - потому, что они ТАКИЕ ЖЕ. Потому что их отцы смогли когда-то заставить себя быть с ними ВМЕСТЕ. Потому и они - спустя десятилетия, став отцами, сами могут теперь быть ВМЕСТЕ со своими родителями и со своими детьми. Хоть в "шведской" семье, хоть в обычной.

Фильм о толерантности, фильм о человечности, весёлый, печальный и мудрый, светлый фильм о живых людях. Посмотрите его обязательно, если ещё не видели, посмотрите сами и не гоните от экранов детей: не всякий эрос опасен для их нравственности.

В заключение приведу фрагмент из небольшой рецензии М. Иванова, представившего эту картину посетителям сайта "Видеогид" (http://www.videoguide.ru/). Автор в обычной для себя лапидарной манере сообщает мнения и сведения, под которыми ваш рецензент безусловно готов подписаться.

"Это изучение характеров в определённой среде. Снята картина в манере, напоминающей работы проекта "Догма", музыкального ряда почти нет (только часто звучат песни группы "АББА"), и часто используется ручная камера <...> картина Лукаса Мудиссона... может быть, поколенческая, но посмотреть её будет забавно всем.

Вот что пишет об этом фильме сам режиссёр: "Я начал этот проект, глубоко симпатизируя идеалам и утопическим мечтам моих персонажей. Эти персонажи мне очень нравились, и последнее, что бы мне хотелось - это уничтожать людей, которых ты любишь. Я пытался создать трогательные, печальные, серьёзные сцены. Но чем больше я старался, тем больше эти сцены получались смешными".

Мне кажется режиссёру удалось и то, и другое. В этой картине смешное уживается с абсолютно серьёзными вещами, человеческими переживаниями, неприятностями и надеждами. Фильм удостоен наград и призов на нескольких второстепенных фестивалях".

Рецензия: В. Распопин