Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЭРМИТАЖ

документальное и научно-популярное кино
Продолжительность: 18-серийный фильм 500 мин
Россия 1991 - 1992
Режиссер: Я. Назаров, Л. Шварц
Продюсер:
Сценарий: Т. Чукова, Т. Людова, Н. Ходушина, Л. Лившиц, Н. Воробьёва, Л. Шостак, Н. Гуляевская и др.
В ролях:
Музыка:
Оператор: К. Валяхин-Коньков, Б. Махов.


01.03.2004

Подобного рода предприятия всегда успешны и всегда ущербны. Успешны потому, что, при всей фрагментарности, позволяют никогда не бывавшему в музее получить о нём самом и собранных в его стенах шедеврах изобразительного искусства более-менее сносное и более-менее общее представление, так сказать, овладеть минимумом информации, необходимой приличному человеку. Ущербны же потому, что, сколь бы продолжительным ни был сериал, нельзя всё-таки объять необъятное, но ещё в большей мере потому, что никакая репродукция и вообще-то не в состоянии передать всю неповторимость подлинника, а в случае, например, с чудом импрессионизма, скорее способна отбить охоту к продолжению знакомства, нежели вдохновить на паломничество в культурную мекку.

Тем не менее сериал "Эрмитаж", снятый в самом начале 90-х, культуртрегерскую и общеобразовательную функцию выполняет достаточно качественно. Для тех, разумеется, кто посмотрит три трёхчасовых кассеты от начала до конца и, не ограничиваясь ими, обратится к специальной литературе.

Цель и задачу сериала прямым текстом неоднократно озвучивают сценаристы. Она в том, чтобы показать "...круговорот, перетекание художественного гения из страны в страну, из века в век". Авторы фильма с задачей в целом справляются, представив сначала в двух-трёх сериях историю главного музея страны, а затем "расписав" шедевры коллекции Эрмитажа в регионально-хронологической перспективе, от древнеегипетского искусства до парижской живописи начала ХХ века.

Иные эпохи показаны бегло, иные авторы и стили (Рембрандт, высокое Возрождение, малые голландцы, импрессионисты, Пикассо) более-менее подробно. Основные шедевры коллекции, так сказать, жемчужины мирового искусства даны как общим планом, так и в деталях.

Музыкальное оформление ненавязчиво, подобрано в соответствии с изображёнными на полотнах эпохами, нравами, лицами, то есть в достаточной степени соответствует видеоряду, авторскую речь не заглушает. В целом качество лицензионной копии вполне удовлетворительно.

Авторский текст уже не грешит советской заидеологизированностью и ещё не грешит безудержным плюрализмом мнений, выдержан в единой строгой, чуть менторской манере, одновременно даёт общее представление и о ведущих художественных стилях каждой из рассматриваемых эпох, и об особенностях индивидуальной стилистики виднейших мастеров, эти эпохи олицетворяющих.

18-серийный фильм "Эрмитаж" предназначен прежде всего, как можно думать, юному зрителю, школьнику. Безусловно, он окажет хорошую помощь преподавателям спецкурсов МХК, однако, конечно же, ни в коей мере не заменит реальной встречи с шедеврами Эрмитажа. Встречи не заменит, но подготовиться к ней поможет. В этом, кажется мне, и заключается его подлинное предназначение.

Рекомендую сериал учителям и учащимся для использования на уроках и самостоятельных занятий (в дополнение к специальной литературе), а также школьным библиотекарям - для обязательного пополнения образовательных медиатек.

Рецензия: В. Распопин