документальное и научно-популярное кино Продолжительность: 18-серийный фильм 500 мин Россия 1991 - 1992 Режиссер: Я. Назаров, Л. Шварц Продюсер: Сценарий: Т. Чукова, Т. Людова,
Н. Ходушина, Л. Лившиц, Н. Воробьёва, Л. Шостак, Н. Гуляевская и др. В ролях: Музыка: Оператор: К. Валяхин-Коньков, Б. Махов.
01.03.2004
Подобного рода предприятия всегда успешны и всегда ущербны. Успешны
потому, что, при всей фрагментарности, позволяют никогда не бывавшему в
музее получить о нём самом и собранных в его стенах шедеврах
изобразительного искусства более-менее сносное и более-менее общее
представление, так сказать, овладеть минимумом информации, необходимой
приличному человеку. Ущербны же потому, что, сколь бы продолжительным ни
был сериал, нельзя всё-таки объять необъятное, но ещё в большей мере
потому, что никакая репродукция и вообще-то не в состоянии передать всю
неповторимость подлинника, а в случае, например, с чудом импрессионизма,
скорее способна отбить охоту к продолжению знакомства, нежели вдохновить
на паломничество в культурную мекку.
Тем не менее сериал "Эрмитаж", снятый в самом начале 90-х,
культуртрегерскую и общеобразовательную функцию выполняет достаточно
качественно. Для тех, разумеется, кто посмотрит три трёхчасовых кассеты
от начала до конца и, не ограничиваясь ими, обратится к специальной
литературе.
Цель и задачу сериала прямым текстом неоднократно озвучивают
сценаристы. Она в том, чтобы показать "...круговорот, перетекание
художественного гения из страны в страну, из века в век". Авторы фильма
с задачей в целом справляются, представив сначала в двух-трёх сериях
историю главного музея страны, а затем "расписав" шедевры коллекции
Эрмитажа в регионально-хронологической перспективе, от древнеегипетского
искусства до парижской живописи начала ХХ века.
Иные эпохи показаны бегло, иные авторы и стили (Рембрандт, высокое
Возрождение, малые голландцы, импрессионисты, Пикассо) более-менее
подробно. Основные шедевры коллекции, так сказать, жемчужины мирового
искусства даны как общим планом, так и в деталях.
Музыкальное оформление ненавязчиво, подобрано в соответствии с
изображёнными на полотнах эпохами, нравами, лицами, то есть в
достаточной степени соответствует видеоряду, авторскую речь не
заглушает. В целом качество лицензионной копии вполне удовлетворительно.
Авторский текст уже не грешит советской заидеологизированностью и
ещё не грешит безудержным плюрализмом мнений, выдержан в единой строгой,
чуть менторской манере, одновременно даёт общее представление и о
ведущих художественных стилях каждой из рассматриваемых эпох, и об
особенностях индивидуальной стилистики виднейших мастеров, эти эпохи
олицетворяющих.
18-серийный фильм "Эрмитаж" предназначен прежде всего, как можно
думать, юному зрителю, школьнику. Безусловно, он окажет хорошую помощь
преподавателям спецкурсов МХК, однако, конечно же, ни в коей мере не
заменит реальной встречи с шедеврами Эрмитажа. Встречи не заменит, но
подготовиться к ней поможет. В этом, кажется мне, и заключается его
подлинное предназначение.
Рекомендую сериал учителям и учащимся для использования на уроках и
самостоятельных занятий (в дополнение к специальной литературе), а также
школьным библиотекарям - для обязательного пополнения образовательных
медиатек.