политический триллер Продолжительность: 88 Великобритания - Норвегия -
США 1974 Режиссер: Каспер Вреде Продюсер: Питер Роули Сценарий: Пол Уиллер В ролях: Шон Коннери,
Йен Макшейн, Норман Бристоу, Джон Кординг, Изабель Дин, Джеймс Максвелл,
Уильям Фокс, Роберт Харрис, Джон Квентин и др. Музыка: Джерри Голдсмит Оператор: Свен Нюквист
01.03.2004
Группа международных террористов захватывает британского посла в
одной из скандинавских стран. Покуда правоохранительные службы,
пикируясь с политиками, ведут переговоры, другая террористическая группа
захватывает гражданский самолёт и требует выдать им и сообщников, и
пленённого посла. Однако это лишь видимая цель акции, то есть правдивая
ложь. В основании же айсберга - чудовищный спрут коррупции.
Этот старый фильм, снятый практически без использования трюков, не
говоря уж о компьютерной графике, подчинившей себе весь современный
приключенческий кинематограф, этот триллер, внятно и стройно
повествующий о неразрывной взаимосвязи международного терроризма и
всеобщей коррупции, о том, что правоохранительные службы могут
справиться с террористами лишь в исключительных случаях, лишь благодаря
отчаянным непокорным одиночкам в собственных рядах, этот фильм,
появившийся на видеокассетах только сегодня, спустя почти тридцать лет
после выхода на экраны, представляется, во-первых, именно сегодня на
нашем видеорынке и очень своевременным и весьма уместным, а во-вторых,
едва ли не самым захватывающе интересным среди множества ему подобных,
куда более свежих лент.
В чём причина появления именно этой старой картины на отечественном
видеорынке? В участии Шона Коннери? В актуальности тематики? В
художественном качестве фильма Каспера Вреде?
Дело, думаю, не в Коннери, которого в картине могло бы и не быть
вовсе (хоть и хорош Коннери, как обычно, но эту роль мог с успехом
сыграть любой другой профессионал). Дело даже не в талантливом сценарии
и не в феноменальной камере Свена Нюквиста, полноправного соавтора почти
всех бергмановских шедевров. Дело в серьёзности подхода к проблеме и в
зашкаливающей для развлекательного кинематографа правдивости выдуманного
сюжета. Выдуманного в 1974 году, а нынче воспринимающегося как быль.
Дело в выводе, напрашивающемся вопреки непременному для жанра
хэппи-энду. А вывод таков: с организованным терроризмом, с терроризмом,
намертво спаянным с властными структурами, иначе говоря - с коррупцией,
справиться невозможно. Как, например, с чеченской проблемой.
Кто из ныне живущих в мегаполисах и читающих эти строки может
возразить? В том-то и ужас нашей жизни, в том-то и непреходящая ценность
честного искусства.
Впрочем, возможно, что я - вследствие плохого перевода - ничего не
понял, и на самом деле вся фишка картины в дьявольской игре спецслужб.
Такой уж вот постскриптум.