Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ (SWIMMING UPSTREAM)

спортивная мелодрама
Продолжительность: 102
Австралия 2001
Режиссер: Рассел Малкахи
Продюсер: Ховард Болдуин, Карен Болдуин
Сценарий: Энтони Финглтон, Дайан Финглтон (по книге Энтони Финглтона)
В ролях: Джеффри Раш, Джуди Дэвис, Джесс Спенсер, Тим Дрэксл, Дебора Кеннеди, Дэвид Хофлин, Крэйг Хорнер, Бриттани Барнс и др.
Музыка: Джонни Клаймик, Рейнхолд Хейл
Оператор: Макграт


11.03.2004

Кинобиография знаменитого австралийского пловца, выходца из многодетной небогатой семьи, добившегося мировой славы в противостоянии с отцом и братьями, снятая по мотивам его автобиографической книги. Весьма добротная, динамичная и психологически убедительная семейная история из времён третьей четверти ХХ века, напоминающая австралийский же фильм примерно пятилетней давности, "Блеск", с тем же Джеффри Рашем в главной роли. Правда, здесь он играет не музыканта, самого себя сделавшего вопреки семейным и социальным препятствиям, а как раз это самое "препятствие" в лице отца заглавного героя, человека одновременно одарённого и волевого, не лишённого способности любить ближних, но и способного растоптать всё на своём пути к большой цели, и несправедливого, и жестокого, самодура, срывающего гнев на ближних и топящего горечь поражений в необузданном пьянстве.

Не знаю, сколько в книге Финглтона, легшей в основу картины, о нём самом, а сколько о семье, но фильм, на мой вкус, только выиграл бы, если бы заглавный герой здесь вообще не присутствовал, оставался бы закадровым рассказчиком. И тогда - без чемпиона, чем-то смахивающего на юного библейского Иакова в исполнении любимца пионерок всех стран Ди Каприо и придающего картине не столько драматичность историей противостояния с отцом и братьями, сколько излишнюю голливудскую сентиментальность самой своей сладковато-благостной положительностью - тогда это была бы отличная бытовая, семейная драма с честолюбивыми, но не могущими добиться исполнения "американской мечты" мальчишками-спортсменами и их неординарными, но в неординарности своей ещё более несчастными родителями... Это была бы не победоносная история миловидного чемпиона из провинции, а подлинная социально-психологическая драма о его отце-изгое, о том, как общественная несправедливость уничтожает человека, убивает в нём способность к любви и трезвой самооценке, разрушает то главное, на чём единственно и держится любое человеческое общество - семью. Иначе говоря, СЮЖЕТ о восхождении на олимп юного Финглтона отвлекает зрителя от художественно и человечески более интересного и намного более убедительно представленного Джеффри Рашем и Джуди Дэвис истинного СОДЕРЖАНИЯ картины - падения Финглтона-старшего.

История, даже художественная, впрочем, не терпит сослагательного наклонения. Хотя... всё, описанное мною с применением частицы "бы", в картине присутствует, безусловно присутствует, но - как аккомпанемент основному инструменту, по-голливудски целенаправленно дудящему прописную истину: умри на работе, преодолевая себя, а не соперников - и ты победитель! Забавно, но факт: основной мотив и главный герой некоторым образом портят в целом благоприятное впечатление. Если воспринимать ленту Рассела Малкахи как самостоятельный художественный текст, в отрыве от невыдуманной истории, лежащей в основе сценария.

А в общем-то, я смотрел "Плывущего против течения" не без удовольствия. Фильм очень красив, содержателен, драматургически и психологически многопланов, снят (особенно в водных эпизодах, коих, коль скоро речь идёт о пловце-чемпионе, понятное дело, большинство) роскошно, разыгран же, прежде всего мастерами старшего поколения - в основной содержательной части, представляющей вечную и всегда новую драму борьбы, даже и битвы, характеров - с подлинно звёздным блеском.

Рецензия: В. Распопин