комедия
Продолжительность: 108
США 2003 Режиссер: Вуди Аллен Продюсер: Летти Аронсон Сценарий: Вуди Аллен В ролях: Вуди Аллен, Кристина Риччи, Джейсон Биггс, Денни
Де Вито, Стоккард Ченнинг, Джимми Старрол и др.
Музыка: Оператор: Дариус Хондиси
11.03.2004
Удивительный это автор - Вуди Аллен. Вот уж лет тридцать ежегодно
рассказывает он нам, в сущности, одну и ту же невесёлую комедию про
одного и того же героя, Вуди Аллена (даже и в тех случаях, когда Вуди
Аллена играет не Вуди Аллен), про одну и ту же социальную группу
нью-йоркских евреев среднего класса, преимущественно из артистической
среды. И не надоедает нам. Причина, вероятно, не только в его
несомненном уме и таланте, в его образованности и любви к Чехову, но ещё
и в том, что каждый фильм Вуди Аллена в той или иной мере увязывается,
пародирует, вступает в полемику с той или иной, как теперь говорят,
мейнстримной, темой, заявленной собратьями по цеху. Печальный пародист с
древнепалестинской улыбкой, неискоренимой никакими нью-йоркскими
бомондами и калифорнийскими загарами, эдакий эксцентричный Экклезиаст,
подрабатывающий чистильщиком нравов...
Вот и нынче он рассказал нам, как всегда, лёгкую, ироничную, чуть
печальную и неоднократно уже рассказанную (в том числе и достаточно
давно братьями Коэнами - в "Бартоне Финке", и совсем недавно Милошем
Форманом - в "Человеке на Луне") историю о молодом одарённом
писателе-комике, поставляющем на рынок скетчи, шутки и тому подобную
"аншлаговскую" продукцию. Сам по себе, как и должно быть,
писатель-юморист - не слишком устроенный, не слишком весёлый и не
очень-то волевой человек, к тому же зациклившийся на любви к девице
лёгкого поведения, не осмеливающийся ни прижать её самоё за откровенное
пренебрежение супружескими обязанностями и столь же откровенные измены,
ни отказать в гостеприимстве её наглой и взбалмошной мамочке, а лишь
пытающийся снимать свои стрессы у бездарного психоаналитика, откровенно
вымогающего у парня деньги, как, впрочем, поступает и его литературный
агент.
Героя - Вуди Аллена, сыгранного не Вуди Алленом, - спасает
знакомство с современным Мефистофелем, сыгранным уже самим Вуди Алленом,
пожилым эксцентричным преподавателем, постепенно открывающим себе,
молодому, глаза на подноготную его окружения да и мира в целом, то есть
общества, в котором он живёт. Последовательно заставляя юмориста хотя бы
отчасти преодолеть комплексы и местечковую еврейскую робость, раскрывая
перед ним свои собственные непреодолённые комплексы и фобии (вполне
может быть, что и придуманные, но... каждый писатель - сам себе
психоаналитик), Мефистофель по имени Вуди Аллен, "часть той силы, что
вечно хочет зла", совершает благо, освобождая молодого человека от уз,
коими опутала его излишняя в современном жестоком мире совестливость.
Долой страдальческую любовь, долой всяческие зависимости, долой
Нью-Йорк, да здравствует Голливуд!.. Вопрос, однако, в том, войдёт ли в
новую жизнь новый человек и не окажутся ли новые зависимости и новые
фобии круче прежних? Всё ведь, как мы помним из помянутого Экклезиаста,
"возвращается на круги своя"...
И ещё вопрос: благо ли совершает старый Вуди Аллен, наставляя
своего юного двойника? И ещё: хочет ли этот Мефистофель зла, совершая
благо, или, желая блага, совершает зло? Да и парня ли наставляет - не
самого ли себя заклинает в очередной раз, так и не избавившись за
тридцать лет в искусстве от вечных фобий и комплексов? И вообще - надо
ли от них избавляться?
По-моему, фильм замечательный, умный и проблемный, изящный и
сатирический, грустный и философский, настоящая комедия для тех, кто
способен к сочувствию, и из тех, какие умеет делать, пожалуй, один
только Вуди Аллен. Особенно - сегодня.