социальная драма
Продолжительность: 89
Россия 2003 Режиссер: Вадим Абдрашитов, Продюсер: Александр
Потёмкин Сценарий: Александр Миндадзе В ролях: Максим Аверин, Виктория Толстоганова, Любава
Аристархова, Сергей Покровский, Рушана Зиафетдинова и др.
Музыка: Виктор Лебедев Оператор: Юрий Шайгарданов
11.03.2004
Ситуация привычная, правда, никто не стучит касками об асфальт,
призывая лично Бориса Николаевича. Провинциальный завод делят двое
местных удалых. (Слава Богу, хоть вездесущая Москва-рвачиха КАК БЫ за
кадром... Понятное дело, ПОКА!). Полулюмпен-полуинтеллигент (made in
USSR), наш, короче, парень, не может молчать и потому мордуется то ли за
Чука против Гека, то ли, наоборот, за Гека против Чука, дабы отстоять
девственность родного завода. Последствия: от героя, прикованного
Прометея и распятого Христа, уходит любимая женщина, друга его убивают,
сам он остаётся... Вот это и есть самое главное и самое интересное: сам
он - ОСТАЁТСЯ...
Новый фильм одного из наиболее значительных отечественных
режиссёров, как, впрочем, и одного из наиболее значительных
отечественных кинодраматургов, "Магнитные бури" (а лучше бы - "Русский
бунт", ну, тот, что "бессмысленный и безобразный", да вот беда, так
Прошкин назвал свою посредственную картину), - безусловнная, по-моему,
удача. Собственно говоря, иначе и быть не могло, о чем смотри панегирик
в "ЛГ" за прошлый год (прости, читатель, на сей раз не могу дать точной
ссылки, но, сколько помнится, статья о фильме была опубликована в одном
из летних-осенних номеров газеты). Удача - успех у широкого зрителя?
Нет! Широкий зритель никогда ни публицистики, ни аллюзий не любил.
Широкому зрителю подавай не аллюзии, а иллюзию. Или уж сорокинские, так
называемые, провокации, зуботычины давно приказавшему долго жить
общественному вкусу. О "Магнитных бурях" написано сегодня уже много - и
в Сети, и на бумаге. Не буду повторяться, отвлекаясь на пересказ сюжета.
(Его, вообще говоря, практически нет, зато есть содержание, по
преимуществу публицистическое, но порой и зашкаливающее за очерковость.)
Как и все предыдущие, в том числе и ставшие классикой нашего
кинематографа, фильмы Абдрашитова - Миндадзе, этот - из серии "Не могу
молчать!". Не "Что же с нами происходит?", а именно "Не могу молчать!".
То, что страна делает с русским мужиком, преступно, а то, что русский
мужик вытворяет над самим собой, - это как?
О том, в общем, и короткий фильм, треть которого рабочие мужики
метелят друг друга незнамо за что (как же, родной гудок-завод достанется
Чуку, а не Геку, спровоцировавшим это великое переселение народов в
отдельном кабинете местной забегаловки!..), в другой трети окончательно
теряют почву под ногами, а заодно и собственных жён, в третьей -
окончательно выявляют исконную свою суть - обломовщину... А куда
прикажете приткнуть голову выбитому из колеи русскому работяге
(обломовщина - не только, а может, и не столько ведь лежание на диване,
но ещё и эта вот наша способность, пообливавшись слезами, махнуть рукой
на жар-птицу и зажать в кулаке синицу), как не к сердобольной нашей бабе
в спецовке, что и накормит, и обуютит, и ещё детей родит, нелюбимая, да
рОдная, битая-перебитая, семижильная, будь она хоть татарка, хоть
еврейка - всё равно - русская...
Об этом и фильм (кстати, в подтексте своём по-настоящему
интернациональный), со всей его призрачной символикой, со всеми его
прозрачными отсылками. Эх, ма! Братан, это самое, чё ж мы, того,
махались-то?.. Мы, щедрые и нежные, мы, любящие и безответные, чего ж мы
махались-то, картошку с голодухи воровали на колхозном поле,
невестку-стерву перед женой выставляли в натуре, как она есть? Чтоб,
значит, это самое, на бобах остаться?
Остались... Да мы и были - на бобах, на них родились, на них и
помрём. И шмаляют в нас, и распинают нас, как Христа, разве что
Магдалине за любимого слабО было молотком римского супостатата по башке
хватить, а нашей вот - не слабО. Да от отчаяния она! Да на что нам эта
Магдалина метр с кепкой, два - в ширь?
А потому что не мы, мужики, - хоть с ружьём, хоть с "чуйствами" - и
не они, наши любимые, тонкие, "изячные", вроде бы терпеливые, да только
на поверку именно что ВРОДЕ, а вот эти метр с кепкой - два в ширь, они
за нами и в Сибирь пойдут, и молотком по башке супостата, и коня, блин,
на скаку... А любимые недожилят, они ж - чего-то там в небе, Ольги, как
их, бишь, в "Обломове"-то?
Жестокое и ой, нужное, своевременное, как всё у Абдрашитова (не
"Слуга", конечно, на ведь и времена теперь иные), кино, публицистическое
и политическое, как статьи нынче в "Литературке", а раньше в "Новом
мире", почти и нехудожественное, если не считать нескольких эпизодов,
отыгранных Авериным на уровне Евгения Миронова, а пуще - Толстогановой
(эротическая сцена без эротики как таковой, когда всё рассказывается и
ничего не показывается, право, достойна бергмановской, в "Персоне") и
ещё пуще - почти бессловесной (да и о чем говорить - всё за нас
классики, зеркала русской революции, сказали) Зиафетдиновой. Да и о чём
ей говорить, коли спасать надо любимого (что ж, что не любит, стерпится
- слюбится)... Да ЧТО любимого! - мужика нашего спасать надо! Кому как
не нашим бабам?..
"Магнитные бури", повторяю, не художественное кино, как
звягинцевская поэзия между акварелью и фреской. Это - вопль, сравнимый с
теми, что звучат со страниц книг ветхозаветных пророков. Поэтому
Абдрашитову не до красот. Да не о том печаль. О том она, други, что, как
известно, ветхозаветных пророков современники услышать не пожелали. Всё
возвращается на круги своя?..