Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





СУМРАЧНЫЙ САМУРАЙ

историческая драма
Продолжительность: 128
Япония 2002
Режиссер: Ёдзи Ямада
Продюсер: Сигэхирэ Накагава, Хироси Фукасава, Итиро Ямамото
Сценарий: Ёдзи Ямада, Ёситака Асама (по книге С. Сардисавы)
В ролях: Хироюки Санада, Риё Миядзава, Мин Танака, Нендзи Кобаяси, Рён Осуги, Мицуру Фукикоси, Кейко Киси, Тецуро Таиба и др.
Музыка: Исао Томита
Оператор: Муцуо Накагума


17.03.2004

Середина XIX века, закат самурайской эпохи. Благородный воин и именной меч уходят в прошлое. Дворянство нищает и обращается в низкооплачиваемое чиновничество. Рыцарь становится Акакием Акакиевичем.

Главный герой нового фильма мэтра Ямады - как раз вот такой японский "коллежский асессор", служащий счётной палаты при отживающем дворе местного князька. Молодой вдовец, нищий, как церковная крыса, давно продавший свой фамильный меч, чтобы хотя отчасти расплатиться с долгами, которых вынужден был наделать, дабы похоронить жену, кормилец двух маленьких дочерей, полусумасшедшей старухи матери и дурковатого слуги, он для своего "вывихнувшегося века" слишком честен, порядочен, умён и благороден, а для драмы, пожалуй, и несколько мелодраматичен. Кроткий, он вкалывает и вкалывает за сущие гроши - и на дядю, и на своей крохотной делянке, неизменно отказываясь от предложений сослуживцев сходить в бордель или тяпнуть по маленькой - некогда и не на что (за то и прозван ими издевательски "сумрачным самураем"), отвергая даже матримониальное предложение той, которую любит с детских лет, такой же, кстати, несчастной, как и он сам, ведь для неё, хоть и разведённой, но уроженки состоятельной семьи, брак с бедняком - мезальянс. Он беден и к тому же горд. Оттого его самооценка до крайности занижена.

Он так и прожил бы до старости, в поту и унынии, если бы, в самом деле, век не вывихнулся и не пришлось бы именно ему этот вывих вправлять. Со смертью князька пришли гражданские беспорядки, клан вдруг вспомнил, что безответный счетовод - самурай и хорошо обученный воин, вспомнил - и приказал ему убивать...

В этой, без сомнения самурайской, но в большей степени социально-психологической драме с некоторым налётом голливудской мелодрамы, не слишком, но отчасти всё же обесценивающим картину, всего лишь два собственно боевых эпизода. Практически так же, как в картинах Куросавы. В отличие от Куросавы, эти эпизоды решены отнюдь не героически: резня - она и есть резня. Как и у Куросавы, здесь очевидны шекспировские мотивы. В отличие от Куросавы, не избежавшего, по крайней мере, в коммерческих своих картинах, некоего любования суперменством японизированных гамлетов-макбетов (да и как не залюбуешься статью Тосиро Мифунэ?), здесь нет никаких суперменов. "Гамлет" Ямады - сдержанный, нравственный, побитый жизнью, почти измождённый, долгоносый "маленький большой человек", персонаж, близкий поздним чеховским, во всяком случае, лишённый всякой достоевщины, столь востребованной японской культурой. Кажется, он способен убить только потому, что несёт ответственность за жизнь своих беззащитных близких.

Очень человечный фильм, подчёркнуто человечный (в частности тем, что история рассказывается старшей дочерью героя у могилы отца и мачехи, каковым недолгое счастье всё-таки выпало, пусть и всего лишь на три года), очень тёплый и очень светлый, несмотря на то, что почти всё действие проходит в коричневатом монохроме сумерек. Сумрачный сумарай... нет - сумеречный, гуманистичный, тёплый.

Рецензия: В. Распопин