Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ФАУСТ (Я. Сванкмайер) (FAUST)

чёрная комедия
Продолжительность: 92
Чехия - Великобритания 1994
Режиссер: Ян Сванкмайер
Продюсер: Яромир Каллиста
Сценарий: Ян Сванкмайер
В ролях: Пётр Чепек, Ян Краус, Владимир Кудла, Антонин Закпал, Иржи Суши и др.
Музыка:
Оператор: Святоплук Малый


29.03.2004

Сперва поплачусь читателю в жилетку. Провинциалы знают, как нелегко бывает отыскать европейскую классику на кассетах, тем более - совсем старое кино. В конце прошлого года набрёл я в сети на питерский интернет-магазин "Киномаг". Причем набрёл совершенно случайно, пробегая "Яндекс" в поисках собственных рецензий, перепечатанных на других ресурсах пиратским способом, то есть без ссылок на "CINEMA - Киновзгляд", дабы сделать корсарам отеческое внушение: низ-зя-а!.. На сайте "Киномага" ссылка, кстати, была. Когда же я просмотрел полный список имеющихся у них в продаже фильмов, ретивое застучало резвее обычного, и я, подсчитав имеющуюся заначку и прикинув будущие поступления, заказал наложенным платежом пару десятков кассет.

Спустя полтора, даже почти два месяца - какой же русский не любит быстрой езды? - начал их получать. Что сказать? Копии, очевидно, пиратские, по качеству соответствуют, в общем, цене. Не это главное, ведь если очень долго очень хочешь посмотреть редкий некоммерческий фильм, да сидишь при этом безвылазно в Новосибирске, рад будешь, если хоть что-нибудь увидишь и услышишь. Дело в другом. Из десяти на сегодняшний день полученных кассет один фильм оказался недописанным до конца - плёнки на кассете, видите ли, не хватило, а два других соответствуют заказанным только по названию.

Об одном из них сейчас и расскажу. Заказывал я в "Киномаге" "Фауста" великого Мурнау, немую картину 1926 года. Получил "Фауста" 1994 года неизвестного (мне, во всяком случае) чеха Яна Сванкмайера. (А вместо давно и безуспешно разыскиваемой "Страсти" Бергмана прислали мне "A passion" Годара - фильм, неоднократно только за последние годы показанный по ТВ. В ответ на недоумённое моё, что ж, делать-то теперь будем, господа, получил странную отписку, мол, если хотите, можем вам вернуть деньги. Да я же от вас кино просил, а не деньги, люди!.. Эх вы-и, как говаривал дедушка Горького Каширин.)

Пришлось посмотреть Сванкмайера. Ну, представьте себе первую половину 90-х, когда изумлённому взору постсоциалистических человеков открылось, с одной стороны, в каком... э-э, не будем браниться... они жили раньше, с другой - в каком оказались теперь, прогнав новодворских коммуняк, и ещё ж и окажутся... Мефистофель тут и правда - в самый раз. А как ко всему сказанному, да и к самим себе относиться, чтобы уж вовсе не свихнуться? Натурально, с юмором. С чёрным, конечно, ибо как иначе можно смеяться над собой?.. Вряд ли, однако, конструкции Гёте, да и Марло тоже, для того пригодны. Но сама история средневекового не мудреца - колдуна, да, вполне подходит. Все мы, прошедшие социалистический эксперимент, живём в средневековье. И всем нам - хошь не хошь - приходится бывать и колдунами и христопродавцами. Так сказать, сами себе и Фаусты и Мефистофели - в одном лице. Лицо же сие - малоприятно, посему лучше всего будет, если скрыть его под личиной. Кукольной. И снять, таким образом, печальную сатиру, отчасти оплакивая себя, отчасти пародируя беспечный Голливуд, с его кроликами и Роджерами.

Там, в Голливуде, всё легковесное, нарисованное и всё, в общем-то, ни про что. У нас будет - про что, и чем тяжеловесней, тем лучше. В результате сюрные похождения чешского Фауста, то ли старого актёра кукольного театра, то ли законспирированного чернокнижника, то ли просто одинокого фантазёра на старости лет, похождения, формально сработанные под действо средневекового марионеточного театра, усыпанные постдалианско-бунюэлевскими аллюзиями, являют нам малоприятный облик героя 90-х и ещё более отталкивающий облик самих этих 90-х.

Следить за тем, как реплики из текстов Гёте, Марло, Граббе и народных сказителей, произносимые то героем, то куклами под редкие музкальные вкрапления из Баха и Гуно, перемежаются эпизодами потопа вследствие протечки крана в театральном сортире, или танца маленьких лебедей на распаханном доисторическим трактором чернозёме под аккомпанемент того же трактора, быстро наскучивает. Вся же, так сказать, культурно-философская подкладка картины, ограничивается бичеванием Бога как в прямом смысле, так и в символике европейских авангардистов начала ХХ века. Иной раз, конечно, какая-нибудь отсылка и срабатывает, но в общем, полуторачасовой этот калейдоскоп цитаток, припахивающих сеном и... э-э, опять-таки не будем браниться... и утомляет, и в конечном счёте ничего не даёт. В постсоциалистическом Новосибирске жить, ребята из "Киномага", оно, знаете ли, не в Златой Праге и даже не в достославном Питере. Но, правда, спокойнее: взрывают и стреляют реже.

Что же в итоге? Фильм Яна Сванкмайера, естественно, внимательно смотревшего и Бунюэля, и "Кролика Роджера", и "Нового Гулливера" А. Птушко, любящего, конечно же, и Гёте, и - еще больше - грубоватый народный кукольный театр, фильм сегодня, десять лет спустя после его премьеры, увы, умер.

Такое вот выпало мне "удовольствие" за 250 кровных деревянных полакомиться пропастинкой взамен вечно живой классики. А тебе, читатель, - отмывать заплаканную жилетку. Всё благодаря ребятам из http://www.kinomag.ru, мефистофелям доморощенным.

Рецензия: В. Распопин