трагимелодрама Продолжительность: 122
Россия 2004 Режиссер: Владимир Хотиненко Продюсер: Анатолий Максимов,
Константин Эрнст, Леонид Верещагин Сценарий: Валерий Залотуха, Владимир
Хотиненко (по произведениям Александра Покровского) В ролях: Андрей Краско, Сергей
Маковецкий, Марат Башаров, Дмитрий Ульянов, Сергей Гармаш, Владислав
Галкин, Чулпан Хаматова, Игорь Ливанов, Станислав Никольский и др.
Музыка: Эннио Морриконе Оператор: Илья
Дёмин
29.03.2004
У новой картины Владимира Хотиненко и продюсерской команды "Первого
канала" немало достоинств. Прежде всего, хорошая внятная драматургия.
Благодаря ей и очень сильному актёрскому составу двухчасовая
полижанровая лента (здесь и драма, и фильм-катастрофа, и комедия)
смотрится на одном дыхании. Далее - в фильме достойно прослежены
несколько человеческих судеб на катастрофическом фоне новейшей
российской истории. Снято всё действо качественно и недёшево, хотя,
разумеется, в этом смысле и уступает голливудским блокбастерам. Но мы же
смотрим наше новое кино, смотрим, всё понимая и многое, порой слишком
многое прощая. Кроме всего прочего, музыку - и хорошую, хотя не такую,
конечно, знобящую, как к спагетти-вестернам С. Леоне, написал Эннио
Морриконе.
Почему - спросите - авторы не использовали "Спасите наши души"
Высоцкого, как раз бы по теме? Потому что - и здесь единственный, но
такой, что, пожалуй, перевешивает все несомненные достоинства ленты, её
недостаток - изначально запланировали сделать картину утешительную. То
есть - ничтоже сумняшеся - картиной, намертво зарифмованной с трагедией
"Курска", национальной трагедией, они решили нас утешить!.. Это
называется: ничего себе, сходил за хлебушком. Впрочем, в идеале замысел
к осуществлению был возможен, если бы Хотиненко снимал именно трагедию,
хоть античную, хоть шекспировскую, да хоть и оптимистическую. Такую
трагедию, которая вызывает катарсис, очищает. Избран был (или всё-таки
так получилось - как всегда у нас, хотели как лучше?), однако,
полижанровый вариант, нечто среднее между героическим боевиком и
"Особенностями национальной охоты", подразбавленный непрямыми ссылками
на славную старую мелодраму "Офицеры" и акварельками, а то и прямыми
цитатками из "Алых парусов". Чем, правда же, Чулпан Хаматова хуже
Анастасии Вертинской?
Увы, здесь ей, бедной, совсем нечего делать.
Прочим есть чем заняться, есть что показать. И все актёры (разве
что Маковецкий слишком повторяет самого себя) почти одинаково хороши и в
трагических, и в фарсовых эпизодах. Вот только сами эти фарсовые
эпизоды, особенно эпизод с коровой, выглядят в этой истории, по-моему,
как на корове седло. Трагикомедии не выходит, выходит калейдоскоп
смешного, р-романтического и печального. Калейдоскоп, в котором - и это
обиднее всего - глубоко драматические, продуманные, оригинальные,
великолепно поставленные и сыгранные эпизоды (например, показавшийся мне
вообще лучшим страшный по нелепости происходящего эпизод принятия
украинской присяги советскими, а теперь российскими моряками) как бы
теряются. Кинолента ведь - не музейный зал, где можно на пару часов
замереть около одной картины. Причина - всё в той же жанровой, идейной
невнятности. Нельзя, невозможно, в самом деле, снять под Рогожкина
"Особенности национальной трагедии".
Обидно, ведь это мог быть первый за долгие годы отечественный
шедевр не из серии авторского кино. Ещё обиднее за самого себя: ищешь и
находишь -порой на пустом месте, как в случае пьянковского "Марша
славянки" - чаемые достоинства, а там, где достоинства несомненны,
разводишь руками: надо ж было гроссмейстеру Хотиненко умудриться зевнуть
ферзя в выигранной партии.
Я намеренно не пересказывал сюжетных перипетий - о них уж, конечно,
знает всяк, следящий за рекламой, тем более такой мощной, какую устроили
"Семидесяти двум метрам".
Я намеренно не расточал похвалы ведущим актёрам - как умеют играть
Краско, Маковецкий и Гармаш тоже известно любому зрителю.
Наконец, я намеренно не сказал о том, что посмотрел фильм с
удовольствием, но вот пересматривать не буду - нет в нём 72 метров
глубины. А это, господа Максимов, Эрнст и Верещагин, не неприятность,
это, как было сказано в давнем советском кино про шпионов, провал.
Великолепный провал, след в след "Сибирскому цирюльнику". А как сказать
иначе - для такой-то темы, для такого-то режиссёра, для такой-то
команды, с такими-то ожиданиями да за такие-то деньги!..