драматическая комедия Продолжительность: 103 Великобритания - США 2003 Режиссер: Найджел Коул Продюсер: Сценарий: Джульетт Таухиди, Тим Фёрт В ролях: Хелен Миррен, Джулия Уолтерс, Линда Бассет, Аннетт Кросби, Селия
Имри, Пенелопа Уилтон, Филип Гленистер и др. Музыка: Оператор:
05.04.2004
Говорят, что этот очень симпатичный фильм снят по истории, имевшей
место в реальности и произошедшей в провинициальном английском местечке.
Очень похоже. Пусть этот сюжет вполне можно вообразить, но вот насытить
его такими точными, умными психологическими реалиями - вряд ли возможно
чисто умозрительно.
Итак, в небольшом английском городке, даже, скорее, в деревне,
живут совершенно обычные, такие же, как мы, люди. Преимущественно
немолодые, работящие, а часы досуга развеивающие кто в баре, кто в
общественном собрании. Оно, собрание, - женское, называется филиалом
какого-то там феминистического института, не суть важно. Дамы средних
лет и много старше обсуждают крохотные свои и социальные проблемы, хором
поют то ли гимны, то ли псалмы, спешат домой воспитывать детей и мужей.
Супруг одной из двух главных героинь умирает от лейкемии, будущая
вдова и её лучшая подруга сидят в приёмном покое на неудобных стульях,
обсуждая, как бы женскому обществу добыть средств на благоустройство
больничной комнаты с мягкой мебелью для родственников пациентов.
Обычное, вроде бы, дело, но именно с него, после похорон страдальца, и
начинается эта совсем необычная история, ведь вдова и её подруга
озабочены не только благоустройством больницы, но и во что бы то ни
стало хотят увековечить память усопшего.
И вот подруге совершенно неожиданно приходит в голову дерзкая,
безумная даже идея. Дело в том, что местный филиал женского общества,
среди прочих финансово небезвыгодных занятий, выпускает настенные
календари с фотографиями садов, огородов и чаще прочего - цветов,
которые особенно любил покойный. Так любил, что в последней,
подготовленной к произнесению в женском собрании, речи не без доли юмора
сказал нечто вроде того, что, мол, все цветы хороши, но лучше всех -
начинающие увядать.
А что если?.. - ошарашенно соображает женщина, машинально
разглядывая в гараже календарь с девочками, - что если девочками на
таком же вот, нами выпущенном календаре, будем мы, пожилые, но ещё очень
даже ничего себе домохозяйки?
Сюжет картины и составляет забавная и грустная история о том, как
двенадцать мам и бабушек, раздевшись, снимались для календаря, как
дальше продвигали в жизнь свою сумасшедшую затею, преодолевая
сопротивление мужей, детей, руководства институтом, пока неожиданно им
на промощь не пришёл наш "безумный, безумный, безумный мир".
Эта услуга, однако, оказалась одновременно и счастливой, и
медвежьей. Бешеная популярность не могла не сказаться на семейной жизни
женщин, их социальном статусе, а прежде и больше всего на них самих, в
сущности, совершенно порядочных, совестливых матерях семейств. Сказанное
здесь, впрочем, составляет уже не столько сюжет, сколько содержание
совсем новой картины, посему и останавливаюсь.
В заключение скажу лишь, что фильм совершенно неожиданно меня
порадовал. Порадовал дивными актёрскими работами, качественной
режиссурой и тонкой драматургией, в которой британский юмор намертво
сцеплен с серьёзными размышлениями и об отдельных человеческих судьбах,
и о судьбе европейского, год от году стареющего общества в целом. И ещё,
конечно же, эта славная картина учит, ненавязчиво, но и несомненно, учит
добру, любви, раскрепощённости, свободе с сумасшедшинкой, но и
ответственности - собственной перед ближними и за ближних - в самом
себе.