Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЧУДОВИЩЕ (MONSTER)

драма
Продолжительность: 107
США 2003
Режиссер: Пэтти Дженкинс
Продюсер: Марк Дэймон, Доналд Кашнер, Шарлиз Терон и др.
Сценарий: Пэтти Дженкинс
В ролях: Шарлиз Терон, Кристина Риччи, Брюс Дерн, Скотт Уилсон и др.
Музыка: БТ
Оператор: Стивен Бернстайн


13.04.2004

Искусство гримёров и старания красотки Шарлиз Терон поразительны! Всё остальное про несчастную судьбу проститутки было - и посильнее - у Кена Рассела, в "Шлюхе". Уж не говорю про фильмотеку на тему серийных убийц.

Тем не менее фильм, снятый по мотивам реальной истории, вышел благодаря актрисам не вовсе дурной. Хотя, надо думать, от того, что было на самом деле, до экранной истории дошло немногое. Равно изменились и образы героинь (если можно назвать героинями проституток, убийц и лесбиянок), и мотивация поступков. Впрочем, изначальные мотивы, по всей вероятности, такими и были, Голливуд лишь разбавил их приличествующими сантиментами и некоей феминистской двусмысленностью.

Без сантиментов в женской истории вообще нельзя, а без двусмысленности в американской драме - скучно, потому что нет ни сколько-нибудь значительного оригинального конфликта, ни достаточно тонких душевных переживаний: первого нет в самом политкорректном обеспеченном обществе, второе не проглотит зритель.

Судите сами. Страхолюдная мужеподобная девка с трудной судьбой, голубыми (в романтическом смысле) мечтами и розовой ориентацией подвергается насилию со стороны отчима и грубым облапываниям местечковой шпаны. Сбежав в большой мир и оголодав, делается низкосортной шлюхой, скатывается по наклонной, пока не встречает сластолюбивую кошечку, в которую и влюбляется до беспамятства. Ради своей любви проститутка прямолинейно пытается завязать с прошлым, ничего у неё, разумеется, не выходит, ибо, во-первых, дура она дурой, а, во-вторых, университеты какие если и проходила, то на автостоянках, да в привокзальных сортирах, естественно, возвращается к единственно знакомому заработку, убивает в лесу клиента-садиста, забирает его деньги и автомобиль. Тут, конечно, вспоминается "Тельма и Луиза", но на художественный уровень Ридли Скотта история Пэтти Дженкинс, понятное дело, не выходит.

Далее трупы и правых и виноватых пошли чередой, потому что большая любовь несчастной проститутки оказывается стервой и вымогательницей, как все смазливые киношные американки, требует за ласки денег и удовольствий. Итог - очевиден и закономерен: шлюху сажают, дело расследуют, она звонит своей кошечке, которая и закладывает её копам со всеми потрохами, в целях самовыгораживания и присвоения остатних денег, подаренных ей после убийства и ограбления последнего клиента несчастной проституткой, дабы красотка могла перетерпеть неминуемую разлуку у родителей. Одну ожидают таблоиды, другую - смертная казнь.

Что любопытно? На наших глазах происходящее изменение личности преступницы, превращающейся из жертвы общества в карающую его десницу. Отдадим ещё раз должное Шарлиз Терон, сумевшей удивить не только радикальной переменой внешности, но и лицедейством. Что ещё любопытней? Безжалостная критика этого самого общества, проявленная в образе кошечки, буквально толкающей показной невинностью товарку на новые и новые преступления. Кристина Риччи сыграла пусть попривычней, чем Терон, но и достаточно ядовито, то бишь с пониманием характера.

Чего недостаёт? Непредсказуемости, разработки характеров второстепенных (убиенных) персонажей, авторской позиции - осуждаем мы решительно убийцу или жалеем женщину с трудной судьбой, иными словами - исполняем мы песнь предупреждения или городской романс. Мы же - и то, и другое, отсюда получается не трагедия, каковой, в сущности, эта история и является, а сентиментальная драма про разнесчастных женщин, которые всегда несчастны уже просто потому, что - женщины. Это не так, но, видимо, в Голливуде ещё не поняли.

С другой стороны, если не рассматривать картину как социальную драму, то есть не требовать от американской массовой культуры невозможного, а принять "Чудовище" как триллер с мелодраматическими эффектами - фильм, несомненно, удался: женщинам есть над чем поплакать и чему поужасаться... Но ведь тема-то такова, что могла, должна, обязана была у Дженкинс получиться социальная трагедия, и не для одних только женщин, точь-в-точь, как обязаны были стать высокой национальной трагедией "72 метра" Хотиненко. Терроризм, как и пофигизм - наша общая беда и вина, самая настоящая всечеловеческая трагедия, чего ж им умиляться-то!..

Рецензия: В. Распопин