Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ТАЙНЫЙ ХОД (SECRET PASSAGE)

костюмная драма
Продолжительность: 91
Люксембург - Великобритания 2002
Режиссер: Адемир Кенович
Продюсер: Джимми де Брабант, Симона Бенцакайн
Сценарий: Доминик Бурштейн, Оливер Бонас, Жан-Франсуа Гойе, Адемир Кенович (по роману Доминика Бурштейна)
В ролях: Катерина Боровиц, Тара Фицджералд, Джон Туртурро, Алессндра Костензо, Алессандро Диели, Ноли Ерл, Антон Роджерс, Ханна Тейлор-Гордон, Роналд Пикап и др.
Музыка: Стивен Уорбен,
Оператор: Вилко Филак


21.04.2004

Конец XV - начало XVI века, Испания, Голландия, Венеция. Вектор - в Константинополь, где, по слухам, к иудеям относятся лучше, чем в Западной Европе. Таков скорбный еврейский путь "осени средневековья", проделываемый двумя сёстрами, старшая из которых принимает на себя родительские функции по отношению к младшей, вследствие чего первой приходится пожертвовать личной жизнью во имя благосостояния и просто выживания семьи, второй же - почти пожизненно исполнять роль младшей сестры-единственной дочки. Последняя выходит замуж за голландского еврея, рожает девочку, теряет в очередном погроме мужа и бежит (естественно, вместе с сестрой и подросшей дочерью) в Венецию, откуда "свои люди" должны перебросить их в Константинополь. Но в Венеции евреев тоже содержат в гетто, по крайней мере, бедных. Наши героини состоятельны, их - вследствие видов на богатство - хорошо принимают в высших кругах венецианского общества, до поры делая вид, что в городе св. Марка и на самом деле нет ни эллинов, ни иудеев. Старшая сестра, заправляющая делами семьи, затевает государственное преступление с целью овладеть секретом изготовления баснословно дорогого венецианского стекла, дабы с помощью тайного знания облегчить семье переезд в безопасную столицу иноверцев. Младшая влюбляется в венецианского дожа, в свою очередь, планирующего женить на её дочери сына-недоросля, чтобы завладеть немалым состоянием еврейской семьи. Инквизиция, однако, не дремлет и казнит старшую сестру посредством утопления в канале. В общем, драма.

Смотрится немного скучный этот фильм тем не менее не без интереса. Последний вызывает не сюжет, конечно, не режиссура или актёрские дарования, а совершенно замечательная работа художника и оператора, скорее именно мастерство и удивительный профессионализм первого. И эпизодически, но замечательно точно, выпукло, детально показанная "повседневная жизнь" ренессансной Испании и Голландии, и подробно - Венеции, жизнь в бытовых подробностях труда и развлечений, "праздников, радостей и скорбей" оказывается интересней самой, в сущности, ничем не оригинальной истории иудейских и женских мытарств. К тому же дивный визуальный ряд искусно дополнен мелодичной музыкой, в результате чего банальная мелодраматическая история не то что возвышается, но как бы "дотягивает", дорастает до драмы, скорее исторической нежели индивидуальной человеческой жизни.

Вряд ли что-то иное можно сказать об этой картине, но и того, что уже сказано, кажется достаточно, чтобы сделать вывод: она более познавательна нежели беллетристична и, следовательно, любопытна будет скорее всего людям, интересующимся историей и культурой прошлого более, чем развлечениями сегодняшнего дня.

Рецензия: В. Распопин