молодёжная мелодрама Продолжительность: 93
Германия 2001 Режиссер: Кристоф Штарк Продюсер: Йохан Битцер, Кристоф Штарк (по
мотивам произведений Генриха фон Клейста) Сценарий: Саша Швингем В ролях: Лавиния Уилсон,
Барнаби Мечерат, Маттиас Кёберлин, Уве Кокиш, Анне Рате-Полле, Джулия
Енч, Вотан Вилке Мёринг и др.
Музыка: Баллистик Аффэйр Оператор: Йохан Штебляйн
21.04.2004
Ну и какова она, современная Джульетта? Точнее, какова любовь
современной Джульетты? А вот какова.
18-летняя школьница из Штутгардта приезжает в Берлин, чтобы
повеселиться на ежегодном "Параде любви" в компании сверстников, в
объятиях бой-френда под музыку популярных рок-групп. Любовник (Ромео?
Нет, скорее, Парис пополам с Тибальтом) угощает её кислотой,
обстоятельно любит в будке моментального фото в подземке, после чего
резвой парочке приходится спасаться бегством от невовремя проходящей с
проверкой полиции. В тусовочном столпотворении они теряют друга, девушке
делается дурно и она теряет сознание в сияющем цветомузыкой фонтане.
Тут бы конец и девочке, и сказочке, кабы бы не подоспевший
незнакомец (Ромео пополам с Парисом). Он выносит чужую Джульетту из
воды, кладёт бесчувственную красотку наземь и (геро-ой!), одурев от
женской красоты и беззащитности, как писали в старых романах, овладевает
ею. То есть, согласно, УК, насилует героиню. Но он не только насильник,
он ещё и спаситель. И, разумеется, он влюбился.
Очнувшись в машине скорой помощи, за рулём которой сидит
спаситель-насильник, подрабатывающий шофёром между основным ди-джеевским
занятием и разборками с оставленной женой, Джульетта, слегка
пококетничав с молодым кудрявым человеком, возвращается в родной город -
ей предстоит сдавать выпускные экзамены. Дома она последовательно
узнает, что беременна, что мама её имеет любовника, а бородатый папа
прекрасно знает о маминых развлечениях и ничего не имеет против.
Чирей молодёжного протеста разрывается, Джульетта бросает дом и
школу и, угнав папин кабриолет, приезжает в Берлин, чтобы жить с
бой-френдом. Того, однако, запутавшегося в долгах, двое суток нет дома.
Вместо него на сцене появляется влюблённый спаситель-насильник. Главный
вопрос: от кого беременна Джульетта? Социально-психологическая сия
дилемма, естественно, порождает многочисленные истерики и разборки, в
итоге приводящие к развалу отношений героини с несостоятельным
бой-френдом, примирение с родителями и открытый финал, в котором
проклёвывается некое туманное будущее с кучерявым спасителем.
В финальных титрах следует пояснение о том, что фильм снят по
произведениям немецкого классика, драматурга и поэта-романтика Генриха
фон Клейста. Убейте - не соображу, по каким именно.
Сказать, что фильм плох - погрешить против правды. Фильм совсем
неплох, хотя и совершенно неоригинален: и Джульетт таких мы уже видали
во множестве, и "Первую Мещанскую" рецензировали, и "Ретро втроём"
смотрели. Но молодые актёры стараются, а режиссёру отчасти удаётся
показать и дурдом молодёжного протеста без цели, и постэкзистенциальную
отчуждённость европейского мещанства.
Сказать, что фильм хорош - погрешить против собственных
приоритетов. Слишком, видимо, стар ваш обозреватель, чтобы принять как
должное метания, порождённые не противостояним человека и общества,
человека и судьбы, а скорее - юношеско-подросткового шалопайста и
взрослого пофигизма. Тоже, конечно, конфликт, даже, может, и драма,
но... Да ведь не могу же и принять за любовь попытку чувств, от любви
вообще (и конкретно - от любви Джульетты и Ромео) бесконечно далёкую,
потому что привык думать о любви как о самоотречении и
самопожертвовании. Шекспир-то, собственно говоря, этому и учит.
А вот не назови авторы картины свою героиню Джульеттой, не придай
сим именованием тексту чрезмерно амбициозных аллюзий, глядишь, действо
могло смотреться лучше, поскольку обошлось бы без постмодернистской
претенциозности. А так, что ж - ни драма, ни мелодрама, а - правы
сочинители рекламной аннотации на подкассетнике - "молодёжное" кино. Это
теперь, видимо, не стилистика, а жанр и одновременно предупреждение:
пожилым людям с лабильной нервной системой оставаться дома во избежание
гипертонического криза от окончательного крушения их жизненных и
художественных идеалов.