военная драма Продолжительность: четырёхсерийного телефильма 197 мин. Россия 2004 Режиссер: Вячеслав Никифоров Продюсер: Рубен Дишдишян
Сценарий: Юрий Черняков В ролях: Виктория Толстоганова, Алексей Чадов, Николай Чиндяйкин, Андрей
Голубев, Анатолий Кот, Александр Пашутин, Екатерина Вуличенко, Владимир
Яглыч, Александр Самойлов, Анна Казючиц, Надежда Винокурова и др.
Музыка: Василий Николаеня Оператор: Сергей Зубиков
21.04.2004
Впечатляющий фильм. Не без недостатков, свойственных телесериалам
(некоторая затянутость, излишняя мелодраматичность), не без недостатков,
свойственных новому нашему кино вообще (нестопроцентный кастинг,
надуманность иных ситуаций, технически слабые из-за дешевизны трюки), не
без драматургических натяжек (злодей обязательно очень-очень плох и
непременно получит в конце по заслугам; если романтизм - то тоже
по-голливудски слащавый, особенно в финале, и проч.), не без ляпов даже
(ну не было, не могло, не должно было быть в армии на передовой в одном
месте столько женщин, да ещё в сорок четвёртом году, как не было и
такого всепонимающего, доброжелательного, отеческого отношения
командиров к бесконечным романам на фронте, а уж тем более не было и
быть не могло такой воспитательной работы, какую здесь ведут с блатными
в разведроте: сталинская армия - не детдом для трудных подростков).
И тем не менее - впечатляющий фильм. Впечатляющий классными
актёрскими работами, щемящим саундтреком, тонко и всегда по контексту
точно вспоминающим старые советские песни. Но прежде всего впечатляющий
трагическим накалом, безысходной жертвенностью героев, советских парней,
кладущих головы за Победу. И ещё больше впечатляющий тем, что снят
сегодня, когда почти все уже понимают не только, какой ценой, какими
напрасными жертвами устлана была дорога к Победе, но и - самое страшное
- что все эти жертвы, несмотря на громкие слова, произносимые в День
Победы с самых высоких трибун, по существу, оказались - нет, не напрасны
- преданы. Я вовсе не собираюсь здесь оплакивать Советский Союз, но ведь
миллионы лучших парней сложили головы, как выяснилось, лишь затем, чтобы
сегодня тысячи других лучших парней вновь погибали ни за что ни про что,
а накипь и нелюдь заправляла так и не восстановившейся
страной-победительницей. И в этой связи - странно ли, что американские
граждане ничтоже сумняшеся считают, что Вторую мировую выиграли они,
причём доблестно сражаясь в ней с русскими?
Сказанное сказано не просто так, к слову - я увидел это в фильме.
Может быть, это увидел только я, авторы же не ведают о том ни сном ни
духом.
О чём фильм? О том, как полк советской армии, жертвуя лучшей своей
частью - ротой разведчиков, в страшных боях берёт безымянную высоту
недалеко от западной границы страны, перейти которую рвётся
командование. Незадолго до наступления в полк прибывает пополнение в
лице только что выпущенного из учебки юного лейтенанта, неразговорчивой
и видавшей виды снайперши, а также отсидевшего три года хулигана, в
сущности, неплохого парня, в котором от Василия Тёркина всё-таки
побольше будет, чем от Промокашки.
В полку внимание новоприбывших (и зрителей) сосредоточивается на
нескольких романтических историях, призванных, по-видимому, смягчить
жестокую трагедийность дальнейших событий. Суть, однако, всё же не в
романах, хотя один из них и разворачивается между главными героями -
снайпершей и бывшим зэком (последний носит кличку "Заговорённый",
поскольку, согласно давнему предсказанию цыганки, пуля его не берёт).
Суть в противостоянии советского солдата всему кошмару бытия, кошмару,
где свои подчас куда более безжалостны, чем враги.
Одна из центральных сюжетных линий - дуэль между снайперами-асами,
вражеским, играючи, как компьютерный хантер, отстреливающим красных
командиров и взятых советскими разведчиками "языков", - и нашей
героиней, превращённой войной в хладнокровного убийцу-мстителя не только
врагу за несостоявшуюся свою молодость, но, кажется, и самому
чудовищному веку. Эта дуэль сделана замечательно, просто блестяще,
сделана, безусловно, в укор, в насмешку, в показательный пример той
развесистой клюкве, что представил миру пару лет назад Жан-Жак Анно в
своём проголливудском фарсе - иначе не скажешь! - "Враг у ворот".
Другая важная сюжетная линия (как я уже отмечал выше, не без
художественных издержек) представляет сверхличную трагедию армии и
страны, над которыми властвует чекистско-особистская нелюдь, как раковая
опухоль пожирающая всё живое хлеще самого страшного врага.
Сплетаясь в единую художественную ткань, эти две темы -
человеческая и общечеловеческая - и рождают совершенно безысходную
трагедию, каковую не может просветлить ни знание о том, что победили
всё-таки мы, ни счастливый для пары главных героев исход. Это,
во-первых, ещё не исход, а, во-вторых, в картине практически нет
неглавных героев. И вот все остальные герои погибают, но погибают не как
остальные, а как единственные, неповторимые, славные парни, брошенные
командованием в смертельную мясорубку. Закланные. Подставленные.
Это прописано на уровне сценария, это срежиссировано, это сыграно
всеми участниками именно как беспросветная трагедия. Именно как трагедия
без просвета, без катарсиса. Какой уж там катарсис! И зачем здесь
катарсис - он был бы и художественно неубедителен, и по-человечески
несправедлив.
Что ещё рассказать о фильме? Да и надо ли? Надо - смотреть,
обязательно надо, ибо отвыкли мы за последние годы от такого кино. И это
само по себе не менее страшно, нежели страшный фильм Вячеслава
Никифорова. А потому он и впечатляет вдвойне, невзирая на все названные
и неназванные недостатки.