драма Продолжительность: 124
США - Мексика 2003 Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньяритту Продюсер: Алехандро Гонсалес Иньяритту, Роберт Салерно Сценарий: Гильермо Аррьяга
В ролях: Шон Пенн, Бенисио
дель Торо, Наоми Уоттс, Шарлотта Гейнсбур, Дэнни Хьюстон, Клеа Дювалл,
Мелисса Лео, Эдди Марсан и др.
Музыка: Густаво Сантаолалла Оператор: Родриго Прието
30.04.2004
Вторая (после фильма "Сука любовь") крупная работа Алехандро
Гонсалеса Иньяритту не разочаровывает. Это, действительно, большой
художник. Уже хотя потому, что его внимание занимает не криминал,
населяют его картины не сильные мира сего, а художественному анализу
подвергается главным образом психология сегодняшнего среднего жителя
большого города. Поэтика Иньяритту по-прежнему усложнена для восприятия
посредством фирменного мозаичного монтажа, порождающего этакий
фильм-паззл, в котором, тем не менее, разобраться несложно, надо лишь
внимательно смотреть картину. Впрочем, невнимательно её смотреть
невозможно, как и "Суку любовь". Либо не смотреть вообще, либо
сострадать героям, чьи истории и заплетены в содержательный клубок (все
мы в одном мегаполисе - верующие и неверующие, верные и неверные
супруги, любящие и ненавидящие друг друга, преступники и законопослушные
обыватели, бедные и небедные, мужчины и женщины), и закольцованы чисто
формально: первая картинка паззла - и ключ к нему, и последний штрих.
О чём фильм? Обо всём, о главном - об одиночестве и в людском
столпотворении, о любви и смерти, о том, что грешным нашим миром правит
не разум, а случайность, о том, что каждый способен вырваться за пределы
самости, но такова уж её сила в этом мире, что вочеловечиться человек
может (или может попытаться) только после того, как переживёт личную
трагедию.
А личных трагедий в этой истории сразу несколько. Трагедия человека
средних лет, умирающего от сердечной болезни (Шон Пенн), и трагедия его
нелюбимой жены, пытающейся если уж не удержать мужа, то хотя бы родить
от него ребёнка с помощью искусственного осеменения; трагедия простого
парня, только-только выбившегося из шпаны (Бенисио дель Торо), видимо,
благодаря любви женщины, много его старшей, и кинувшегося в сектантство,
которое, конечно же, не есть истинная вера, и потому не может помочь его
душевным мукам, вызванным дорожной аварией, в которой он погубил двух
маленьких девочек и их отца; трагедия матери этого семейства (Наоми
Уоттс), не могущей заставить себя вернуться к жизни после катастрофы...
Трагедии перекрещиваются, переплетаются с драмами - супруги
невольного убийцы (Шарлотта Гейнсбур), сердечника, спасённого
посредством пересадки ему сердца погибшего отца двух девочек, и
пожалевшего/полюбившего вдову, самой этой вдовы, в душевных муках
принимающей помощь и любовь носителя сердца её мужа и призывающей его
убить невольного убийцу, тем самым подталкивая героя к самоубийству...
Фильм А. Гонсалеса Иньяритту, одновременно простой и сложный,
пересказу практически не поддаётся да и не подлежит, ибо при любом
пересказе неизбежно упрощается. Это и житейская история, и тяжёлая
психологическая драма, рассчитанная на неординарных исполнителей и
способных к сочувствию мыслящих зрителей. И такие картины, сколь бы
хороша ни была драматургия, сколь бы ни была оригинальна форма изложения
материала, держатся обычно именно на актёрах. Выбор Иньяритту, быть
может, неожидан, но отменно точен. Если драматические дарования Шона
Пенна и Шарлотты Гинзбур нам хорошо знакомы, то работа дель Торо и -
особенно - Наоми Уоттс, кажется, впервые открывает незаурядных
драматических актёров, которых ранее мы могли видеть преимущественно в
однодневных развлекательных безделках.
Этот фильм - не развлекательный и облегчающей сердце надежды не
дарящий. Зато способствующий росту совести, верной спутницы души, тех
самых 21 граммов веса, что мы теряем умирая. По сравнению с тем, что
имели. Все ли? Или только те из нас, кто, страдая, сумел приобрести эти
21 грамм? И как трудно эти граммы - вес четырёх монеток или плитки
шоколада - как отчаянно трудно их обрести, чтобы было что утратить,
прежде чем предстать перед Высшим судом...
Посмотрите. Не знаю, шедевр ли это на все времена, но в сегодняшнем
кинематографе - явление, несомненно, незаурядное.