Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ЛЕГЕНДА О СУРИОТАЙ

эпическая драма
Продолжительность: 137
Таиланд 2001
Режиссер: Чатричалерм Юкол
Продюсер: Хамла Юкол, Фрэнсис Форд Коппола
Сценарий: Чатричалерм Юкол, Сунаит Чутинтарананд
В ролях: М.Л. Пьяпас Бхайромбхакди, Сардунью Вондркчанг, Чатчай Пленгранич, Соранонг Чатри, Джонни Энфоун и др.
Музыка: Ричард Харви
Оператор: Станислав Дорсич, Игорь Лютер, Анупап Буачен


11.05.2004

Роскошный и несколько тяжеловесный тайский эпос, именно киноэпос, а не драма как таковая, поскольку на уровне драматургии фильм сделан как альбом неизменно экзотичных, более-менее живых иллюстраций к средневековым летописям. Иначе говоря, даётся титр, сообщающий, что происходило, скажем, в 1528, 1533 или 1540-х гг. в Сиаме, а затем следует подтверждающий эпизод.

История раскручивается вокруг фигуры принцессы Суриотай, по легенде принесшей себя в жертву во время войны с Бирмой, однако больше рассказывает не о принцессе, но про её мужа и родственников, всю первую половину XVI столетия ведших династические войны, практически точно так, как это было примерно в то же время во Франции или Англии, то есть с предательствами, заговорами, отравлениями, казнями и прочими кровавыми подлостями. Если бы не восточная экзотика, не поединки почти голых субтильных витязей на каких-то немыслимых лезвиях, не войны на слонах, не мандаринами, короче, если бы кино, да ещё такое роскошное (обратите внимание на количество главных операторов, большая часть из которых явно - европейцы) можно было бы смотреть с закрытыми глазами, то и показалось бы, что вся эта история вышла из-под пера автора "Королевы Марго", для верности решившего подбавить сюда шекспировских страстей.

Но - эпос, да ещё и по преимуществу военно-политический, значит, всё происходящее показывается всерьёз, кровь льётся, головы веером летят с плеч, заранее обречённые наследники трона рождаются, чтобы прожить лет 8 - 10 и быть убитыми вполне половозрелыми дядьями-претендентами, мужчины калечат друг друга и ни в чём уж вовсе неповинных элефантов, женщины ждут сколько могут, потом надевают доспехи и тоже идут умирать, причём все трюки, насколько можно понять неспециалисту, сделаны вживую, то бишь без использования компьютерных эффектов. Вроде бы, что ж, всё как надо, всё, как должно быть, в молодом, не жалеющем физических сил кинематографе азиатской страны, ещё недавно на мировом кинорынке почти неизвестной.

Беда в том, что за всеми этими династическими пертурбациями, за всем этим вполне серьёзным отношением авторов фильма к истории и легенде, за всем этим экранным размахом, воленс-ноленс напоминающим эпопеи Эйзенштейна и Куросавы, нет адекватной драматургии. Характеры персонажей линейны, психологическое развитие, даже просто художественно убедительное оправдание их поступкам отсутствует напрочь, зритель как бы сам должен понимать: хорошие хороши, плохие плохи. И всё тут. Зато много крови и экзотики - так чего ж вам ещё? Это уже очень по-американски, и, видимо, недаром, одним из исполнительных продюсеров в титрах значится Фрэнсис Форд Коппола.

Каков же вывод? А посмотрите сами, - посмотреть, наверное, всё же стоит. Если не как драматургически убедительный текст, то, по крайней мере, в целях самообразования. Я, например, неграмотный, из фильма узнал кое-что о средневековой восточной истории, так, оказывается, похожей на европейскую, и сиамском быте. Может быть, что-то полезное для себя узнаете и вы, если не пожалеете двух с половиной часов вечернего времяпрепровождения.

Рецензия: В. Распопин