драма Продолжительность: 126 США 2003 Режиссер: Вадим Перельман
Продюсер: Майкл Лондон, Вадим
Перельман Сценарий: Вадим Перельман, Шон Лоренс
Отто (по роману Андрю Дюбю III) В ролях: Дженнифер Коннелли, Бен Кингсли, Шорех Агдашпур, Рон
Элдард, Фрэнсис Фишер, Ким Диккенс, Карлос Гомес и др.
Музыка: Джеймс Хорнер Оператор: Роджер Дикинс, Дэвид
Стоктон
20.05.2004
Молодая женщина с нелёгкой судьбой последовательно теряет мужа и
унаследованный от отца дом на берегу моря. Что она думает по поводу
бросившего её мужа - о том авторы картины особо не распространяются, а
актриса Дженнифер Коннелли слицедействовать не умеет, зато вот по поводу
собственности - это, как говорят в Одессе, что да то да: клубок гадюк.
Завязывая то ли с наркотиками, то ли с алкоголем, героиня просто
забыла о том, что надобно проверять почту. В результате за неуплату
пятисот долларов налога недвижимость у неё муниципалитет изымает: мол,
не платишь - живи где хочешь. Выселение несчастной прислан производить
местный помощник шерифа, молодой парень тоже не без странностей,
натурально, в одночасье в несчастную влюбляющийся. То ли потому что она
уже завязала, то ли потому что одинока и не против, то ли потому что
своя семья бедолаге надоела.
Покуда героиня комплексует и добирается до ближайшей адвокатессы, в
бунгало вселяется пожилой эмигрант - в прошлом бравый иранский полковник
с не менее сложной судьбой да плюс к тому обременённый семьёй. Сей дом
для него - напоминание о родном Каспии и возможность, скоренько
перепродав жильё втридорога, наладить более-менее достойное
существование на новой родине.
Дальнейшее - перекрёстный монтаж эпизодов борьбы за собственность,
оборачивающейся борьбой за существование изгоев общества, каковыми
оказываются не только эмигранты, но и вроде бы натуральные американцы, у
которых, выходит, тоже есть душа, проблемы, наконец, муки совести. Люди
они, в общем, что само по себе для Голливуда уже немало. В целом фильм
сделан в жанре психологической драмы, но больше всё же американской, чем
европейской или российской, то есть нарочито замедленно, вплоть до
предфинального эпизода, из которого, как нежданный цыплёнок, вдруг
выклёвывается голливудский триллер, а вслед за триллером просверкивает
око трагедии. А ещё затем делается попытка к катарсису, надо признать,
вовсе неудачная.
Вся эта жанровая мешанина, для нынешнего кино, в общем, привычная,
здесь, увы, вызывает недоумение. О чём же кино-то? О проблемах
натурализации эмигрантов, о попытках выжить сначала физически, а затем
духовно, для чего надо физически погибнуть? Вероятнее всего, обо всём
вместе. А если так, тогда как раз и необходимо оставаться в жёстких
рамках жанра драмы, ибо трагедия - это о слишком высоком, какового уж
теперь и не осталось, триллер же - это о чём угодно, только не о душе.
Жанровая мешанина подчёркивается (или порождается), скорее всего,
психологической неразберихой, являемой собственно американскими
персонажами, для которых жизнь это и есть собственность, а всё прочее -
сантименты. Они-то - утратившая дом бывшая наркоманка и влюбившийся в
неё полицейский - и противостоят, похоже, замыслу режиссёра обратить
драму в трагедию. Ведь что такое трагедия? Это высокая и обречённая
битва за Идеал. Может ли дом на берегу моря стать причиной высокой и
гибельной игры страстей?
Автор фильма Вадим Перельман, в отрочестве увезённый матерью в
вожделенную Америку из Киева, прежде, говорят, был клипмейкером. Картину
свою (первую?) он делал в Голливуде, поэтому ясно, что формально снята
она замечательно, больше того - станете смотреть, обратите внимание на
несвойственные, вообщя говоря, американскому кино "говорящие" пейзажи...
По отдельности многие эпизоды "Дома из песка..." выглядят замечательно.
А всё в целом?
А в целом картина производит впечатление непродуманной и
эклектичной, поскольку, во-первых, мир, создаваемый Беном Кингсли (и
отчасти Шорех Агдашпур, играющей почти бессловесную супругу проигравшего
повелителя), являет собой искусство кино, в отличие от просто кино в
духе, пожалуй что, Стивена Кинга, олицетворяемого всеми остальными
актёрами; во-вторых, она излишне психологична для американского
кинематографа, а для русского недостаточно содержательна, по крайней
мере в части неэмигрантской. В самом деле - борьба за собственность как
основная сюжетообразующая проблема - типична для Голливуда, но
решительно не для нашего кино (если не считать рязановского "Гаража", но
то - комедия), истеричность же персонажей - это, согласен, наше, но
никак не американское качество. Однако же и истерику ведь тоже надо ещё
суметь сыграть. Ни Дженнифер Коннелли, ни Рон Элдард не могут сделать
этого сколько-нибудь убедительно (или Перельман не умеет их научить - и
то сказать, снять рекламный ролик и большую психологическую драму - не
одно и то же).
Всё, увы, именно так, сколь бы ни хотелось сказать обратное. Фильм
затянут, слабо разыгран, жанрово неопределён, поверхностен в плане
разработки характеров, следовательно, скучен. Точнее, БЫЛ БЫ таковым,
если бы не великий актёр Бен Кингсли, спасший в своё время
спилберговский "Список Шиндлера", а теперь буквально за уши вытягивающий
перельмановский "Дом..." О работе актёра превосходно, на мой взгляд,
сказано в рецензии на эту картину Марины Дроздовой, опубликованной в
мартовском номере журнала "Искусство кино" за текущий год. Остаётся
только процитировать и присоединиться:
"Полковника Берани играет Бен Кингсли, не раз демонстрировавший,
что обладает сказочным свойством этнического перевоплощения. Его Ганди
был олицетворением буддистской святости, польский еврей в "Списке
Шиндлера" - образцом философского смирения перед предопределённостью.
Теперь он полковник из окружения свергнутого шаха и больше иранец, чем
герои Махмальбахов. Бывали на экране "люди из мрамора" и "люди из
железа", а ныне явился "человек из смарагда", истинный драгоценный
камень в обличье Кингсли. Будучи теперь иранским полковником в изгнании,
Кингсли мерцает неведомым светом, завораживает, одним взглядом намекает
на то, что где-то между кадрами есть скрытая верховная тайна - из тех,
что посылает светотени на лица персонажей в noir загадках. Короче, он
просто прекрасен. Однако, когда на экране появляются другие персонажи,
то возникает впечатление, что Кингсли и его коллеги снимаются в разных
фильмах" (С. 65 - 66).
И - добавим - разрушается иллюзия скрытой верховной тайны. Нет там
ничего иного, кроме лживо-корыстного "Чужой земли не надо нам ни пяди,
но и своей вовек не отдадим".
Тем не менее - посмотрите: один гений Бена Кингсли достоин вашего
внимания. А если для Вадима Перельмана это, действительно, дебют в
художественном кино, что ж, вполне возможно, следующая лента будет
лучше. Потенциал у режиссёра, несомненно, есть, да ведь и тема тоже. С
таким-то вниманием к проблемам эмиграции да с таким-то актёром, как
Кингсли, можно было бы и к Ремарку обратиться, или - того (для нас)
актуальнее - к Шмелёву или Бунину. Чем не сверхзадача для амбициозного и
небездарного (судя по тяготению к серьёзной проблематике и "говорящему"
пейзажу) выходцу из русской культуры?..