фильм-катастрофа Продолжительность: 117 США 2004 Режиссер: Роланд Эммерих Продюсер: Марк Гордон, Роланд Эммерих Сценарий: Роланд Эммерих, Джеффри
Нахманов В ролях: Деннис Куэйд, Джейк Гилленхаал, Йен
Холм, Села Уорд, Кеннет Уэлш, Эмми Россум, Даш Минок, Джей О' Сандерс и
др. Музыка: Харалд Клозер Оператор: Уэли Стейгер
16.06.2004
Впечатляющий дубль "Дня Независимости". Дубль оттого, что новый
фильм Роланда Эммериха визуально и драматургически почти точно повторяет
его предыдущую работу, а впечатляющий не только потому, что эпизоды
разрушений сделаны с куда большим размахом, но и потому, что в
содержательной основе картины заложена вполне серьёзная, хоть и не
оригинальная, мысль об ответственности человечества перед планетой,
которая его породила и которую он беспощадно эксплуатирует.
Стало быть, не сегодня-завтра так послезавтра матушка Земля
переживёт глобальный климатический кризис, вызванный катастрофическим
таянием арктических льдов, вследствие чего сместится курс Гольфстрима,
на Южное полушарие обрушатся невиданные ураганы, а на Северном наступит
новый ледниковый период. Колоссальные смерчи и цунами, как спичечные
коробки, развалят небоскрёбы и смоют мегаполисы, стоградусные морозы
довершат уничтожение всего живого. Статуя Свободы с факелом надежды,
правда, не рухнет, как Колосс Родосский, но живо напомнит известный
рассказ печального юмориста о фрагменте Геракла. Своевременные же
предупреждения учёных, как и должно быть, проигнорируются
правительственными чиновниками. В итоге от всей северной части США
останутся лишь рожки да ножки, то бишь малые группки отчаянных
смельчаков, настоящих героев, способных проявлять чудеса доблести и
самопожертвования, чтобы просто выжить или спасти тех, без кого и
выживать незачем. Так, климатолог из Вашингтона, подобно герою рассказа
Джека Лондона "Любовь к жизни", доберётся пешком до погибшего в волнах и
снегах Нью-Йорка, чтобы спасти сына, в свою очередь неоднократно
рисковавшего жизнью, выручая любимую девушку.
Собственно говоря, сюжетных линий в картине немало, но все
укладываются в пропись последнего предложения. Да и не сюжетные
перипетии, пожалуй, фильм определяют. Он впечатляет не героической
драматургией, даже не актёрскими работами, а именно качеством
спецэффектов, общей мрачной, почти безысходной тональностью, которые
вкупе подчиняют зрителя так, что никакой хэппи-энд с политическими
намёками (мол, господа власть предержащие, не ждите катастрофы, играйте
со странами третьего мира по-честному) и политической же корректностью
главной мысли не затушёвывает. А она в том, что послезавтра рождается
сегодня, даже позавчера, и наш мир, и мы сами уже сегодня стоим на краю
бездны. Обрушимся - не спасут ни космические станции, ни чудом ожившие в
стоградусный мороз вертолёты.
Посмотрите фильм-катастрофу Роланда Эммериха "Послезавтра" (по сути
- вовсе не катастрофу, а настоящую антиутопию), прислушайтесь к этой
песне протеста и предупреждения - мрачно, но по делу: матушка-то Земля
кризис скорее всего переживёт - много чего уж видела, а вот чадам её
непременно придёт end, и уж никак не голливудский happy.