Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ & Ко

философская мелодрама
Продолжительность: 115
Россия-Азербайджан 2000
Режиссер: Александр Абдулов
Продюсер:
Сценарий: Александр Абдулов, Сергей Соловьев
В ролях: Олег Янковский, Филипп Янковский, Полина Ташева, Михаил Пуговкин, Александр Коржаков, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Сергей Степанченко, Анастасия Вертинская, Светлана Немоляева, Ольга Волкова, Александр Збруев, Семен Фарада, Михаил Глузский и др.
Музыка: Геннадий Гладков
Оператор: Юрий Шайгарданов


09.07.2004

Задолго до того, как сценарий, написанный Ливановым, Энтиным, с музыкой Гладкова, воплотился в мультик, который так полюбился всем зрителям, Марк Захаров ставил в Ленкоме «Бременских музыкантов», и Абдулов играл там... Осла. Прошли годы, любовь всевозрастной аудитории к старому сюжету не ослабела, и Александр Абдулов вдруг понял, что он должен снять по этой вещи нормальный, полнометражный, желательно художественный, а главное - добрый фильм.

О съёмках этого крупнобюджетного и многообещающего проекта кричали все СМИ. Но, как писала одна газета о премьере режиссёрского дебюта большого актёра, «зал был полон, как и провал». А как писала другая газета, «этого зрелища не вынести никакому, даже самому терпеливому, зрителю». И действительно, сюжет всем известен, как дважды два, но продраться сквозь нагромождение всех времён и народов, вынести все мыслимые и немыслимые спецэффекты на фоне отсутствия событий и слабой актёрской игры сложно. Даже взрослым, не говоря уже о детях. Хотя детям, если они не уснут от скуки через полчаса, бессодержательное «бум-бац» может и понравиться.

Охарактеризовать фильм можно как «феерия», «фантасмагория», «бутафория», комедийно-сказочный фарс с кучей спецэффектов, компьютерной графикой, драками, вертолетами, бронетранспортёрами, гонками, полуголыми фрейлинами, очень громкими взрывами и живым бегемотом. ОЧЕНЬ много денег потратили! Об этом кричит каждый кадр. МНОГО стран объездили (Египет, ЮАР, Средняя Азия)! ОЧЕНЬ много спонсоров - и всем благодарности в титрах.

Большинство известных артистов, заявленных в афише, появляются в эпизодических ролях: Анастасия Вертинская - в роли атаманши, выросшей из Ассоли (что подтверждено документально, кадрами из «Алых парусов»), Семён Фарада - в крохотной роли придворного врача, Спартак Мишулин - в роли гениального сыщика, телохранитель Ельцина и депутат Госдумы Александр Коржаков - начальник королевской охраны, а Олег Янковский, Светлана Немоляева, Ольга Волкова, Александр Збруев, Михаил Глузский вообще мелькают на минуту в роли родственников самих музыкантов (ну, якобы те уже в своё время свою сказку отыграли, а теперь черёд детям искать свою принцессу и играть сказку на новый лад). Нет, все они прекрасные актеры, и роли их хороши, как всегда, но зачем завлекать народ громкими именами, а подсовывать эпизоды? Хотя Михаил Пуговкин в полноценной роли... кого? конечно же, короля! не обманул ожиданий, отметив, кстати, на съёмочной площадке свой 76-й день рождения. А вот главные герои смазливы и неубедительны. Они, несомненно, красивы - как лаковые картинки. Но Филипп Янковский совершенно меркнет рядом с папой (появляющимся в кадре буквально на секунды), и с точки зрения мужественности на Трубадура он не тянет - где-то в критике звучало выражение «трубадур в стиле Армани». И модельная принцесса - безжизненная модель, но не принцесса. И талант старшего поколения только подчеркнул творческую немоту и беспомощность младшего.

И все же, в чем суть? Как уже было сказано, потомки ТЕХ САМЫХ мультяшных музыкантов покидают родительское гнёздышко и идут на поиски своих приключений. А дальше всё, как по маслу: королевство, представление, любовь, похищение, поиски... И всё так наворочено-наворочено, так запутано-запутано... А в конце все улетают, каждый на своём воздушном шарике, как у Памэлы Треверс в «Мери Поппинс». Наверное, в счастливый XXI век. И, как сказал в конце рассказчик, «опять все счастливы, всё повторяется, и как же это прекрасно». Ну и, спрашивается, «что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали»?

Ничего не остается. Потому что текст - слабый. Хореографии - ноль. Логики - тоже. Финальная песня «Будет недолгой ночь» - явный перепев «Ночь пройдет, наступит утро ясное». И вообще, музыкальные темы из мультфильма аранжированы и развиты довольно халявно, хотя саксофон Игоря Бутмана придаёт им, как и всему фильму, шарм и очарование.

Нет, не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Всё-таки присутствует режиссёрская работа (пусть смесь Захарова с Кустурицей, но всё же не бульдога с носорогом), хороши авторские монологи о смысле жизни в исполнении Абдулова, музыка (когда это не аранжировки гладковских песен), спецэффекты, при всей их неуместности, зрелищны, каламбуры остроумны, и просто приятно посмотреть ещё раз на плеяду звёзд российского кинематографа (где ещё можно увидеть легендарную Вертинскую?).

Разумеется, такой громкий проект с такими громкими именами не остался обойдён кинопремиями: приз фестиваля «Любить по-русски»-2001 «Золотая подкова» за лучшую режиссёрскую работу, «Ника» в том же году. На мой же скромный взгляд, если фильм и интересен, то только «своим размахом, звёздными именами, пронзительной ностальгией самого Абдулова по тем славным временам, когда он ещё был Медведем, а мы его все так любили». (Прошу прощения у критика Жанны Гольцер за новое звучание её цитаты.)

Рецензия: Ю. Шейнина