Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





НОЧНОЙ ДОЗОР

мистико-фантастический боевик
Продолжительность: 120
Россия 2004
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
Продюсер: Алексей Кублицкий, Варя Авдюшко, Анатолий Максимов, Константин Эрнст
Сценарий: Сергей Лукьяненко (по мотивам собственного романа)
В ролях: : Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Виктор Вержбицкий, Мария Порошина, Дима Мартынов, Галина Тюнина, Анна Дубровская, Алексей Маклаков, Александр Самойленко, Алексей Чадов, Валерий Золотухин, Анна Слюсарева, Гоша Куценко, Илья Лагутенко, Жанна Фриске, Мария Миронова и др.
Музыка: 120
Оператор: Сергей Трофимов


20.07.2004

Бесспорных фильмов, пожалуй, почти не бывает: редко фильм однозначно хороший и нравится всем. Обычно, мнения разделяются: простой народ исходит кипятком - гурманы плюются... И все же есть фильмы, про которые можно сказать максимально объективно: хороший, рекомендован к просмотру. И есть фильмы, про которые можно сказать с уверенностью: «отстой». И это будет ОЧЕНЬ мягко сказано. Увы, недавно вышедший на экраны страны «Ночной дозор» как раз из этого числа. Хотя, опять же, удивительное дело: мнения зрителей делятся. Есть отдельные - все же их меньшинство, что говорит о растущем эстетическом чувстве российского зрителя - индивиды, которым фильм понравился! Ну да бог с ними. Когда кинопроект так разрекламирован, когда выпуска нового фильма нового жанра (фантастика в России и так не пользуется популярностью у режиссеров, а тут еще и мистика, и блокбастер!) ждет вся страна, когда билеты проданы на несколько дней вперед, когда совершенно ясно, что сборы от фильма побьют все предыдущие премьеры за последние несколько лет (возможно, конкурентоспособен только «Сибирский цирюльник»), ждешь от фильма чего-то особенного и выдающегося. А зря.

После темноты кинозала хочется без всякой цензуры заорать на весь белый свет: «Ребята! Нас ...!!!» Ну, в общем, обманули не по-детски. И дело не в стоимости билетов, и даже не в профанации светлой и чистой идеи Сергея Лукьяненко, в которую мы - его читатели и почитатели, собравшие на полках полное его собрание сочинений, - так свято верили, которой мы так грезили, детально представляя, какую «конфетку» можно сделать из такого богатейшего материала, а в том, что из «конфетки» получилось, простите, ничего хорошего.

Не стану спорить: есть плюсы у фильма. Это, во-первых, сценарий. Лукьяненко - мастер, и мастер заслуженный, признанный, в общем, бесспорный, пишущий именно для массового читателя. Поэтому он просто не мог написать плохой сценарий. И сценарий давно уже издан, и мы его читали. Без вопросов. О минусах - позже. Далее: неплохой кастинг. Даже для тех, кто читал книгу (а если кто не читал, то прочтите обязательно!), герои на экране не вызывают неприятия: вполне сопоставимы с книжными прототипами. Качественные, дорогостоящие спецэффекты. Хороши и даже с юмором отдельные сцены. Хороши в своих ролях отдельные актеры. Лично мне понравились Завулон (Виктор Вержбицкий), Ольга (Галина Тюнина), вампирша (Анна Дубровская), вампир Костя (Алексей Чадов); немного меньше, наигранно, но все же в «правильном» контексте - Светлана (Мария Порошина); ярко и эффектно показали себя эпизодические Иные: Семен (Алексей Маклаков), Тигренок (Анна Слюсарева) и Медведь (Александр Самойленко). Главные же герои, на которых должен, по логике, держаться весь фильм - Антон Городецкий (Константин Хабенский) и Гесер (Владимир Меньшов) хорошо себя чувствуют внутри роли, но они настолько «ушли в себя», что зритель о их богатом и противоречивом внутреннем мире может только догадываться. Дело даже не в том, такими или нет представляли себе героев Лукьяненко его читатели (все по-разному, всем не угодишь), а в том, что актер в роли должен быть «живым», а значит, хоть немножко многогранным и разным. В общем, главные роли получились «полумертвыми» и невыразительными. Вроде бы каждый отдельно взятый актер, снимавшийся в этом фильме, - личность, обладающая огромным потенциалом (некоторые из них уже стали мэтрами российского кино). Но почему-то кажется, что в этой картине этот потенциал не раскрыл никто. Кстати, заявленные в громкой рекламе Илья Лагутенко, Гоша Куценко, Жанна Фриске, Мария Миронова не придали фильму никакого колорита и оставили в душе горечь от несбывшихся надежд.

Впрочем, основная нагрузка - не идейная и даже не психологическая, и вообще не смысловая, а, конечно, визуальная. Видимо, богатое рекламное прошлое Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова (знаменитых ролик-мейкеров, увенчанных премиями и наградами) перекочевало и в художественные проекты. Оно просматривается и в общем фрагментарно-монтажном стиле, и в диалогах, и в поданных крупным планом логотипах различных крупных компаний (помню МТС, ОРТ, Nokia, Neskafe, Audi... наверняка там было что-то еще). Впрочем, монтаж великолепен, на пять баллов. Смонтированный видеоряд невероятно зримый, осязаемый, точный, в общем, просто «ух»! Ребята мастера своего дела и воздействовать на зрителя умеют. Правда, не совсем понятно, зачем столько кровавой «мясорубки», но, видимо, для пущего воздействия, чтоб и ночью снилось. Спецэффекты, как уже говорилось, мощные, но, по-моему, направлены они не на то, что надо: битва воинов Света и Тьмы многовековой давности не играет в сюжете никакой роли, а остается стоять перед глазами именно она. А боевой трансформации магов-перевертышей отводится доля секунды. Намного больше - перерождению Ольги из совы в женщину (кстати, убедительный эпизод), а ведь это событие второстепенно... И воронная «воронка» - как «вода мокрая». Можно бы сделать ее гораздо внушительнее и зрелищнее. Хотя гайка из самолета падает добросовестно и красиво. И «сумрака» зритель не увидел. И кульминационная сцена на крыше совершенно провальная. В общем, такую б реку да в нужное русло...

О содержании в целом говорить не хочется: это есть в Интернете, в рекламе, в книге, наконец. Идея та же: есть Свет и Тьма, они сосуществуют друг с другом и с миром людей, но иногда во имя Добра совершается Зло, а темные тоже способны на великие светлые чувства. И ох как непросто взвесить все «за» и «против» и принять верное, справедливое решение.

Первая часть фильма (а на экраны вышла именно она, вторая отснята, но поступит в прокат в районе будущей зимы) содержит первую историю «Ночного дозора» (180 страниц, а сколько наворочено!). Со значительно смещенными - непонятно, зачем, просится мнение, что неоправданно -акцентами и несколькими совершенно «нипричемными», зависшими в воздухе эпизодами.

Размещается контора Светлых в сером бюрократическом здании с огромной надписью ГОРСВЕТ. Они гоняют по улицам на реактивном грузовике и проделывают на нем акробатические трюки. Охотятся на вампиров, засылают к странной девушке с огромным проклятьем разных агентов (на девушку тратится полфильма, но в итоге она оказывается, что называется, «не пришей рукав к жилетке»), и все что-то просчитывают, просчитывают, и просчитываются в итоге. Скучно, товарищи!

Завершается двухчасовая тягомотина замечательной подвижной песенкой в стиле «рэп», где стебно и издевательски пересказывается все кино от и до и основная его идея («мир раскололся пополам»), в сопровождении соответствующего видеоряда. (За текст «рэпчика» - отдельные дифирамбы Лукьяненко!) Так что если вам удастся посмотреть последние три минуты титров, то фильм можете не смотреть - ничего не потеряете. И не будете чувствовать себя оплеванным: мол, вы тут время потратили и еще чего-то хотели? Фигушки: вот такое оно, кино, уродское, и песенка уродская, и вы если ничего не поняли, то вот вам еще песенка. Для самых тупых. А если, мол, хотите узнать, что было дальше, то смотрите «Дозор-2». О как. Оказывается, это только присказка, а сказка еще впереди! Вот теперь понятно, почему ничего не понятно и все так бессвязно.

Так до последних кадров хотелось верить, что вот-вот режиссер разойдется, разгонится, выдаст что-нибудь этакое, и весь этот «детский лепет на лужайке» станет оправданным и значимым. И теперь вот хочется верить, что ЭТО произойдет в следующей серии. Вряд ли, конечно, произойдет, но что есть мир без надежды? А пока... «Много шума из ничего» и «мучительно больно за бесцельно потраченное время».

Рецензия: Ю. Шейнина